Депутат опасается роста цен на бензин и газ вследствие повышения НДС

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Депутат опасается роста цен на бензин и газ вследствие повышения НДС/parlam.kz и shutterstock

Депутат мажилиса парламента Берик Бейсенгалиев выразил в своем депутатском запросе к вице-премьеру, министру финансов Ерулану Жамаубаеву опасение, что в результате повышения ставки НДС с 2025 года с 12% до 16% в Казахстане вырастут цены на газ и горюче-смазочные материалы (бензин, дизтопливо).

«Повышение ставки НДС, во-первых, повлечет повышение цен на газ для населения, промышленных предприятий, бюджетных организаций, увеличение стоимости ГСМ и так далее, и станет причиной для увеличения стоимости других товаров, работ и услуг. Таким образом, приведет к дополнительной нагрузке на конечных потребителей, то есть покупателей готовой продукции – простых физических лиц», — сказал он на пленарном заседании мажилиса, обращаясь с запросом к Жамаубаеву.

По мнению депутата, увеличение ставки НДС приведет к росту цен и отвлечению ресурсов предприятий (применяя нулевую ставку НДС, компании не получают сразу возмещение НДС и в полном объеме) и ухудшению положения добросовестных налогоплательщиков, так как налоговые органы перекладывают ответственность на покупателей и исключают НДС из зачета при нарушениях, допускаемых поставщиками.

«Учитывая, что налог уплачивают добросовестные налогоплательщики, полагаем, что введение более высокой ставки НДС будет неправомерным, что может привести к снижению деловой активности бизнеса, умышленному дроблению бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки, выводу капитала из страны, переходу в теневые схемы», — отметил Бейсенгалиев.

Депутат также обратил внимание правительства на альтернативные мнения по вопросу налоговой политики. В частности, Национальная палата предпринимателей «Атамекен» предложила, наоборот, снизить НДС до 10%, что позволит повысить собираемость налогов, снизит теневые потоки денежных средств и как следствие, ускорит рост экономики. Представители Международного валютного фонда, напротив, поддержали планы правительства Казахстана.

Бейсенгалиев отметил, что теория о том, что при снижении ставки НДС увеличивается собираемость налогов подтверждается опытом Узбекистана. При этом недавно узбекские власти вновь снизили ставку НДС – с 15% до 12%.

«Тем самым, повышение ставки НДС может лишить Казахстан статуса страны с самым комфортным налоговым режимом в Центральной Азии, что неизбежно ухудшит инвестиционную привлекательность национальной экономики. В частности, в Китае ставка НДС составляет 13%, в Кыргызстане – 12%, в Южной Корее – 10%, в ОАЭ и Канаде – 5%», — сказал он.

По его словам, опыт развитых стран свидетельствует, что умеренная налоговая нагрузка, способствует созданию благоприятной экономической среды и наоборот, повышение налогов, в том числе НДС, неизбежно приведут к росту цен и повышению инфляции.

«С учетом вышеизложенного, просим более комплексно просчитать возможные последствия от повышения ставок НДС для населения и экономики в целом, обсудить с бизнес-сообществом и результаты представить на рассмотрение мажилиса», — отметил Бейсенгалиев.

Вице-министр национальной экономики Азамат Амрин сообщил в сентябре, что повышение ставки НДС позволит нарастить доходы бюджета на 2,4 трлн тенге в год и отказаться от использования целевых трансфертов из Нацфонда, которые сейчас составляют около 2 трлн тенге. Также он указал бизнесменам на то, что НДС относится к косвенным налогам и не взимается напрямую с плательщика.

В середине сентября министерство национальной экономики предложило повысить НДС с 12% до 16%. Ведомство собирается включить эту меру в проект нового Налогового кодекса, который предлагается ввести в действие с 2025 года, и обосновывает такой шаг необходимостью пополнять бюджет. Кроме того, министерство утверждает, что повышение ставки НДС позволит повысить конкурентоспособность казахстанского бизнеса по сравнению с российскими аналогами. Чиновники считают, что «входящий» НДС, возвращенный зарубежным экспортерам в их родных странах, в частности, в России, недобросовестно используется в Казахстане, создавая импортным товарам несправедливое преимущество.

«На территории Казахстана за данный товар уплачивается НДС в размере 12%. А остальная часть возвращенного НДС в России в размере 8% остается в «кармане» владельца товара. Эта сумма может тратиться на продвижение товара, то есть на рекламу, получение лучших прилавок, демпинг и т.д. То есть разница в ставках НДС дает преимущество товарам российского производства», — отвечали в министерстве на запрос «Курсива».

При этом авторы инициативы обращают внимание на льготы, действующие для многих казахстанских плательщиков НДС. Фермеры, крестьянские хозяйства  и импортеры тростникового сахара-сырца освобождены от уплаты налога, производители и переработчики мяса, хлеба, сахара и фруктов вправе уменьшать базу по НДС на 70%.

Читайте также