Почему частные инвесторы Турции устремились на рынок IPO

Опубликовано

У турецкого рынка IPO в 2023 году рекордные показатели за всю историю как по количеству разместившихся компаний, так и по объему размещения – турецкие компании уже привлекли в этом году на IPO более $2,3 млрд. 

фото: shutterstock

В ноябре «церемония гонга» на Стамбульской фондовой бирже проходит как минимум раз в неделю, а то и чаще. Ударом в гонг отмечают начало торгов на бирже новой компании. 

С января по октябрь 2023 года на IPO на Стамбульской бирже вышло 44 компании, для сравнения: за весь 2022 год – 40. Такие данные озвучил во время Международного биржевого форума в Алматы директор по международным отношениям Стамбульской фондовой биржи Махмут Айдомус

Листингуются все

«Курсив» посмотрел, какие компании размещаются на Borsa Istanbul в 2023 году, и был впечатлен разнообразием секторов, представители которых готовы стать публичными. Среди листингованных в этом году в Стамбуле – компания оборонной промышленности (если точнее, производитель софта для анализа спутниковых снимков), сеть донерных, компания, которая предоставляет машины в аренду. Размещение последней принесло Стамбульской фондовой бирже два новых рекорда: по количеству желающих купить акции (4,3 млн) и по количеству в итоге их купивших (4,2 млн). Спрос на акции этой компании превысил предложение в 4,5 раза.

На турецкий рынок вышел даже открытый паевой инвестфонд, вкладывающий деньги своих клиентов в бизнесы, которые предоставляют равные права женщинам. Махмут Айдомус объясняет бум первичных размещений на Стамбульской бирже целым рядом факторов. Один из них – увеличение числа розничных инвесторов. Этот тренд начал формироваться еще во время пандемии коронавируса, когда совпали наличие средств у населения (возможности тратить оказались ограниченными) и цифровизация, упростившая процесс инвестирования. После того как в 2022 году лопнул криптопузырь, частные инвесторы Турции – где криптоактивность находилась на высоком уровне – переключились на акции местных компаний и только усилили тренд. 

Параллельно с ростом числа розничных инвесторов рос индекс Borsa Istanbul 100, это еще один фактор, о котором говорит Махмут Айдомус. С начала 2022 года значение индекса выросло на 318%. Директор по международным отношениям Стамбульской фондовой биржи также отмечает среди факторов влияния дешевизну акций, размещаемых в рамках турецких IPO (речь о том, что акции компаний со схожим бизнесом на других биржах стоят дороже), и активную коммуникацию с потенциальными эмитентами. Команда биржи Стамбула проводила маркетинговую кампанию, нацеленную на бизнесы, которые могут быть заинтересованы в листинге, подробно рассказывала об условиях выхода на биржу. «Мы ходили по местным компаниям, упростили процедуру выхода на IPO», – комментирует Айдомус. 

Инфляцию представитель Стамбульской биржи упоминает вскользь – скорее как повод привлечь новых эмитентов на торговую площадку, чем как основную причину бума первичных размещений в Турции. Хотя, по оценке опрошенных «Курсивом» экспертов, именно инфляция стала основным драйвером бума IPO в регионе – рядовые граждане стремятся хоть как-то «компенсировать обесценивание турецкой лиры в своих сбережениях» на фоне высокой инфляции.

Инфляция как стимул

Двузначных значений инфляция в Турции достигла в 2016 году и продолжила расти. В октябре нынешнего года инфляция в Турции составила 61,4% в годовом исчислении.

Для борьбы с инфляцией президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в 2021 году решился на использование неортодоксальной экономической политики и стал понижать базовую ставку при высокой инфляции. По подсчетам редакции «Курсива», в 2021 году местный Центральный банк понизил процентную базовую ставку на 300 базисных пунктов, в 2022-м – на 500. 

После переизбрания Эрдогана на пост президента Турции в мае нынешнего года экономический подход изменился – базовая ставка растет пять сессий Национального банка страны подряд, но реальная ставка по сей день остается отрицательной. На последнем заседании в конце октября 2023 года регулятор установил базовую ставку на уровне 35%, и это при официальном значении инфляции в 61,4%. 

В результате эрдоганомики (так в мире стали называть экономическую политику Турции с 2021 года), непоследовательности решений правительства и отсутствия предсказуемости Турция потеряла доверие со стороны иностранных инвесторов. За последние пять лет доля нерезидентов в турецких акциях снизилась в 2 раза, до уровня менее 30%, а доля иностранных инвесторов в облигациях сократилась с 10% в 2019 году до меньше 1% в 2023-м. 

Зато число розничных инвесторов в Турции увеличилось с 1,2 млн до 8 млн человек (с 2020 по октябрь 2023). Негативная реальная базовая ставка в 2022–2023 годах как результат неортодоксальной экономической политики против высоких инфляционных значений заставила население Турции массово инвестировать в акции. Участвовать в IPO инвесторов подталкивает подающая надежды потенциальная доходность от акций новых публичных компаний. По данным Bloomberg, котировки акций двух из трех турецких компаний, вышедших на публичное размещение в 2023 году, поднялись на 60% в первые пять дней торгов. 

Руководитель Kursiv Research Сергей Домнин так объясняет интерес турецких розничных инвесторов к фондовому рынку:

«Галопирующая инфляция стимулирует инвестора вкладываться не только в физические активы, золото, но и в долевые инструменты, особенно если есть возможность приобретать акции компаний реального сектора, за которыми стоят основные средства в виде зданий, оборудования, патентов, лицензий и так далее. На фоне обесценения валюты, вкладов, облигаций с фиксированной доходностью эти активы будут дорожать. Приток инвесторов в свою очередь стимулирует компании идти на биржу, чтобы получить спрос, ликвидность и растущую капитализацию. Похожую ситуацию можно наблюдать и в Аргентине, где на фоне высокой инфляции – там средние темпы потребительских цен с 2020 по 2023 год взлетели с 42 до 122% – в последние три года индекс S&P Merval вырос в 18 раз, хотя столь бурного притока эмитентов не было. Фактор инфляции – конъюнктурный».

Домнин также выделяет фактор наличия соответствующей структуры для выхода компаний на IPO:

«В достаточно закрытой турецкой экономике вызрел пул компаний и предпринимателей, готовых становиться публичными. Сформировались и соответствующие институты – появилось стимулирующее малый бизнес регулирование. До коронакризиса соотношение совокупной рыночной капитализации и ВВП в Турции составляло около 30%, это стандартный уровень для средней величины развивающихся рынков, в этом же эшелоне Казахстан, Польша. Следующий эшелон – страны с более развитым фондовым рынком – район 50%, там в доковидный период находились Россия, Германия, Испания, Индонезия. По-видимому, и турецкий бизнес, и регуляторы созрели для рывка в этот средний эшелон».

Вернется ли инвестор-нерезидент?

Представитель одной из казахстанских брокерских компаний, знакомый с ситуацией в Турции, считает позитивным знаком, что в сентябре доля иностранных инвесторов в турецкие акции начала расти. Он обращает внимание на работу соответствующих учреждений по повышению привлекательности иностранного капитала.

«В стратегиях развития рынков капитала четко прописаны цели активного привлечения иностранного капитала в страну. Иностранные инвесторы ожидают серьезных улучшений в инвестиционной среде и внедрения прозрачных правил. Кроме того, им важно, чтобы законодательство было более простым и понятным. При этом они понимают, что в Турции более благоприятная инвестиционная среда и что на фондовой бирже можно увидеть широкое разнообразие компаний. Есть уверенность, что доля иностранных инвесторов в Турции в скором времени увеличится», – комментирует эксперт. И добавляет: «Во всех указанных направлениях уже ведется работа. В частности, совет по рынкам капитала на данный момент работает над упрощением законодательства для привлечения иностранных инвесторов».

Сергей Домнин менее оптимистичен и говорит о вновь ускорившейся осенью инфляции и соответственно сниженных объемах торговли, а также о слабеющей лире. По его мнению, и индексы PMI и CCI не внушают надежды.

«Есть и исключительно рыночный негативный фактор: больше размещений – больше негативных кейсов. Если на развитых рынках к этому уже привыкли, то инвесторам в турецкий рынок еще предстоит выработать к этому иммунитет, – считает руководитель Kursiv Research. – Турецкие эксперты уже говорят об опасности появления серии зомби-компаний».

Все эти факторы могут сдерживать возвращение на рынок иностранных инвесторов.

До конца года на Стамбульской бирже ожидается IPO еще более 40 компаний. Так что гонг будет звучать там почти каждый день.

Читайте также