Аналитики Halyk Finance назвали необходимые условия для повышения в Казахстане ставки НДС, которое должно стать одним из ключевых изменений в рамках будущей масштабной налоговой реформы. Рекомендации изложены в обзоре, опубликованном на сайте инвесткомпании.
В целом повышение ставки НДС в текущей ситуации оправданно, считают авторы, но лишь в том случае, если государство возьмет на себя определенные обязательства. Они касаются в первую очередь проведения радикальной бюджетной реформы, снижения расходов и отмены необоснованных налоговых льгот. Реалистичность таких изменений Halyk Finance ставит под сомнение.
«Сегодня представители Halyk Finance входят в рабочую группу парламента по обсуждению нового Бюджетного кодекса, и мы можем отметить, что бюджетная реформа, предлагаемая правительством, не приведет бюджетную систему Казахстана в соответствие с лучшей практикой стран ОЭСР [Организации экономического сотрудничества и развития]», — говорится в обзоре.
При этом, отмечают авторы, грамотная отмена действующих налоговых льгот может привести к тому, что повышение НДС вовсе не потребуется. Еще одно обязательное условие, которое необходимо выполнить до проведения налоговой реформы, — полноценное внедрение всеобщего налогового декларирования. Его старт намечен в Казахстане на 2024 год. Аналитики указывают на несвоевременность такого решения и перечисляют выгоды от всеобщего декларирования, эффективность которого доказана мировым опытом. Среди плюсов выделяются борьба с теневой экономикой, расширение налоговой базы, формирование в обществе здоровой налоговой культуры и полноценной системы вычетов и льгот.
Halyk Finance анализирует аргументы правительства как главного сторонника повышения НДС и основных противников реформы, в том числе направлявших соответствующие запросы депутатов, и называет их необоснованными. В частности, в сентябре, представляя консультативный документ по реформе, власти утверждали, что текущая ставка НДС в размере 12% является одной из самых низких в мире, а ее повышение «позволит увеличить поступления в бюджет».
Позднее, столкнувшись с критикой, авторы реформы в лице министра нацэкономики Алибека Куантырова говорили об отсутствии предпосылок для существенного роста цен (он не должен превысить одного дополнительного процентного пункта) и прогнозировали дополнительные ежегодные поступления в бюджет на уровне 2,5 трлн тенге. Последнее обстоятельство, как утверждалось, позволит сократить или полностью исключить использование средств Нацфонда для пополнения бюджета и эффективнее сохранять в нем нефтегазовые доходы.
«После выступлений главы МНЭ по поводу НДС депутаты парламента подготовили депутатский запрос, где привели свои аргументы против повышения этого налога. По мнению депутатов, повышение НДС на 4 процентных пункта однозначно приведет к большому повышению цен, что снизит покупательскую способность и потребительский спрос, приведя к снижению темпов роста ВВП. Также депутаты считают, что введение более высокой ставки НДС будет неправомерным, что может привести к снижению деловой активности бизнеса, умышленному дроблению бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки, выводу капитала из страны, переходу в теневые схемы», — говорится в обзоре.
Позиции правительства и депутатов Halyk Finance называет неполными и «не соответствующими текущим проблемам в бюджетной и налоговой политике Казахстана». При этом авторы согласны с подсчетами министерства и отмечают, что рост цен на один дополнительный процентный пункт не окажет существенного влияния на общую ситуацию на фоне инфляции 21,3% по итогам февраля.
Предыдущее снижение ставки НДС с 16% до 12%, прошедшее в два этапа в 2006-2009 годах, аналитики называют популистским решением «на фоне растущего потока нефтедолларов в страну». По мнению авторов, такая мера резко снизила ненефтегазовые поступления в бюджет и не привела к достижению заявленных целей: диверсификации экономики, повышению инвестиционной привлекательности Казахстана и выходу бизнеса «из тени». Кроме того, снижение НДС во второй половине 2000-х не привело к замедлению инфляции.
Повышение ставки НДС вошло в проект нового Налогового кодекса, презентованный министерством нацэкономики в сентябре. Ведомство обосновывает такой шаг необходимостью пополнять бюджет. Кроме того, министерство утверждает, что повышение ставки НДС позволит повысить конкурентоспособность казахстанского бизнеса по сравнению с российскими аналогами. Чиновники считают, что «входящий» НДС, возвращенный зарубежным экспортерам в их родных странах, в частности, в России, недобросовестно используется в Казахстане, создавая импортным товарам несправедливое преимущество.
«На территории Казахстана за данный товар уплачивается НДС в размере 12%. А остальная часть возвращенного НДС в России в размере 8% остается в «кармане» владельца товара. Эта сумма может тратиться на продвижение товара, то есть на рекламу, получение лучших прилавок, демпинг и т.д. То есть разница в ставках НДС дает преимущество товарам российского производства», — отвечали в министерстве на запрос «Курсива».
При этом авторы инициативы обращают внимание на льготы, действующие для многих казахстанских плательщиков НДС. Фермеры, крестьянские хозяйства и импортеры тростникового сахара-сырца освобождены от уплаты налога, производители и переработчики мяса, хлеба, сахара и фруктов вправе уменьшать базу по НДС на 70%.
Однако министерство не учитывает, что повышение ставки НДС, даже при наличии льготы, приведет к росту исчисленного налога. К тому же ведомство некорректно сравнивает суммы возвращенного экспортеру в родной стране «входящего» НДС и уплачиваемого в стране конечной продажи товара «исходящего» налога. Наконец, авторы не берут в расчет, что освобождение от уплаты НДС для некоторых категорий производителей и продавцов отличается от нулевой ставки и ведет к снижению их рентабельности за счет увеличения расходов при прежней прибыли.