Пострадавший от атаки шортистов индийский миллиардер отказался от строительства крупной угольной станции в Казахстане

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Adani Group не примет участие в строительстве Экибастузской ГРЭС-3. Фото: shutterstock

Владеющий Adani Group индийский миллиардер Гаутама Адани не примет участие в строительстве Экибастузской ГРЭС-3, поскольку группа рассчитывала на большую маржинальность при реализации казахстанского проекта углесжигающей станции, сообщил «Курсиву» управляющий директор по стратегии и управлению активами «Самрук-Казыны» Ернат Бердигулов.

«У них была достаточно высокая маржинальность, поэтому их условия нам не подошли», – сказал он «Курсиву.

По информации угледобывающей и энергетической компании «Самрук-Энерго» («дочка» «Самрук-Казыны»), мощность Экибастузской ГРЭС-3 составит 1 200–1 320 МВт. Исходя из расчетных $1,2 млн за 1 МВт стоимость электростанции прогнозируется в сумме $1,44–1,56 млрд. Проект планировалось реализовать в 2023–2028 годы.

«Самрук-Энерго» провела 22–23 августа переговоры с пятью компаниями – потенциальными партнерами. Все они представляют Китай: Energy China, Power China, CMEC, TBEA и Huadian Corporation. «Самрук-Энерго» заключила контракт на разработку предварительного технико-экономического обоснования (ТЭО), которое должно быть подготовлено до 1 марта 2024 года. ЕРС-контракт, в рамках которого подрядчик берет на себя ответственность за проектирование, закупку, строительство объекта и его ввод в эксплуатацию, планируется заключить во II квартале следующего года. Конкретная компания-подрядчик или консорциум будут определены по итогам тендера, если поправки не вступят в силу данного срока.

«На сегодня рассматриваются две площадки по ГРЭС-3 – это поселок Улькен (Алматинской области, где также планируется построить первую в Казахстане атомную электростанцию. – «Курсив»), где должна была быть построена в свое время Балхашская ТЭС. Вторая площадка – это непосредственно Экибастуз с точки зрения близости к основному топливу. Оба варианта будут рассчитаны с плюсами и минусами и потом будет приниматься решение по площадке», – сказал председатель правления «Самрук-Энерго» Кайрат Максутов на заседании общественного совета «Самрук-Казыны».

Новая станция и энергоблоки должны получить тариф на поддержание электрической мощности, а также предельный тариф на производство электрической энергии. Первый позволит проводить мероприятия по поддержанию мощности, а второй поможет покрывать операционные и финансовые расходы по выпуску электроэнергии. Предельные тарифы утверждаются на семилетний период, но энергостанции имеют право ежегодно подавать заявки на их корректировку.

Самый богатый человек в Азии на конец прошлого года, индийский миллиардер и владелец многопрофильного холдинга Adani Group Гаутам Адани, договорился в декабре 2022 года с казахстанской стороной о строительстве электростанции на угле и возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), сообщил «Курсиву» Бердигулов. Мощность угольной станции планировалась в 1 ГВт, ВИЭ – также 1 ГВт.

Буквально за несколько последних лет промышленная группа Гаутама Адани резко выросла, что позволило ему ворваться в список богатейших людей мира и быть рядом с Бернаром АрноИлоном Маском и Джеффом Безосом. Гаутам Адани начинал с торговли сырьевыми товарами, занявшись затем энергетикой, транспортом и промышленностью.

В вышедшем 24 января примерно стостраничном отчете Hindenburg Research упоминалась сеть контролируемых семьей Адани офшорных компаний на Карибах, Маврикии и в Объединенных Арабских Эмиратах. Согласно отчету, они использовались для содействия коррупции, отмыванию денег и воровству у налогоплательщиков, одновременно выкачивая деньги из зарегистрированных на бирже компаний группы. За несколько дней после выхода документа стоимость группы рухнула более чем на $42 млрд. Сам миллиардер сместился с третьего места в списке богатейших людей мира в декабре прошлого года до 16 места на 7 декабря текущего года с состоянием $75,2 млрд.

Проекты по строительству электростанций при дефиците электроэнергии в стране смогут реализовываться без проведения тендера, сообщил «Курсиву» в октябре Максутов.

«Не мы, правительство наделяется таким правом (строить новые электростанции без тендера. – «Курсив»), когда большой дефицит электроэнергии в стране. По любым новым мощностям (Экибастузская. – «Курсив»), ГРЭС-3 в частности», – сказал он «Курсиву».

Право строить электростанции в условиях дефицита без проведения тендера предлагается прописать в поправках в действующее законодательство. Законопроект предполагалось внести в парламент в III квартале, однако в связи с тем, что поправки еще находятся в процессе разработки/согласования, это произойдет позже.

Согласно прогнозному балансу KEGOC, дефицит мощности электрической энергии в наступившем осенне-зимнем отопительном сезоне будет достигать на пике 1,5 ГВт (в декабре 2023 года и январе 2024 года он составит 1460 МВт). Дефицит мощности в октябре составит 895 МВт, а в ноябре возрастет сразу до 1,3 ГВт. В феврале дефицит снизится до 190 МВт, в марте – до 1255 МВт. При этом в компании «Курсиву» уточнили, что при расчетах в KEGOC не учитывали возможность запуска блока №1 Экибастузской ГРЭС-1 мощностью 500 МВт, который в «Самрук-Энерго» обещают запустить в декабре.

В свою очередь, дефицит электроэнергии с октября по март составит 1,61 млрд кВт·ч, в том числе в декабре – 375 млн кВт·ч, в январе 2024 года – 410 млн кВт·ч. Эти объемы Казахстан будет вынужден импортировать из России. Согласно прогнозному балансу, в 2024 году дефицит составит 1,57 ГВт, в 2025 году – 1,58 ГВт, а профицит ожидается лишь в 2026 году – 1,36 ГВт.

Китай под вопросом

Другим претендентом на участие в модернизации казахстанских энергообъектов был Китай. В частности, это китайская China Machinery Engineering Corporation (CMEC), которая планировала участвовать в модернизации энергоблоков №3 и №4 Экибастузской ГРЭС-2.

«СМЕС – возможно, нет. У нас же проблематика в том, что китайские компании не участвуют в строительстве угольных блоков за рубежом, поэтому у того же СМЕС возникла проблема с финансированием. Потому что китайские финансовые институты не могут финансировать угольные проекты за рубежом. В Китае – могут. Поэтому мы долго прорабатывали, пытались найти общие варианты, но, насколько я знаю, на текущий момент решение не найдено», – сказал Бердигулов «Курсиву».

По его словам, китайская компания готова работать по проектированию и продаже оборудования для станции, но не строить ее или финансировать.

А Россия в деле

Единственным реальным претендентом, готовым не только поставлять оборудование, но также строить и финансировать необходимые Казахстану станции, остается Россия. На модернизацию энергоблоков Экибастузской ГРЭС-2 может быть привлечено финансирование российских госкорпораций с их технологическим сопровождением, а также средства из ЕНПФ, сообщил в октябре «Курсиву» руководитель проектного офиса компании «Самрук-Энерго» (в начале октября он был назначен на должность управляющего директора по экономике и финансам «Самрук-Энерго») Ансар Айдаров.

Бердигулов подтвердил, что ЕАБР и ряд российских финансовых институтов желает принять участие в финансировании строительства и модернизации казахстанских энергостанций.

«Это прорабатывается на текущий момент. То есть у нас есть предварительное обсуждение, но финальные решения еще не приняты. Это все еще обсуждается между сторонами. Там ряд российских финансовых институтов, в том числе ЕАБР, готовы предоставить финансирование. Сейчас мы обсуждаем условия», – сказал он «Курсиву».

По его словам, «Самрук-Энерго», как партнер с казахстанской стороны, также должен будет покрыть часть потребности в деньгах. 

«Они (ЕАБР и российские фининституты. – «Курсив») закроют заемную часть – 70–80% максимум обычно. Остальные – это будут собственные средства. Да («Самрук-Энерго» предоставит оставшиеся 20–30% необходимой суммы. – «Курсив»)»,– отметил он.

Российские компании примут участие в строительстве трех ТЭЦ в Казахстане, сообщил 9 ноября вице-премьер РК Серик Жумангарин. Соглашение по проектам строительства ТЭЦ в Кокшетау, Семее и модернизации ТЭЦ в Усть-Каменогорске подписали в Акорде в рамках визита в Астану президента РФ Владимира Путина, глав министерств энергетики Казахстана и России Алмасадама Саткалиева и Николая Шульгинова. Позднее сообщалось, что три станции построит российское «Интер РАО». 

«Интер РАО» более 10 лет принадлежало 50% Экибастузской ГРЭС-2. «Самрук-Казына», которой принадлежала оставшаяся половина станции, выкупила долю российской компании в 2019 году за $25 млн, сообщил в декабре 2019 года Алмасадам Саткалиев, являвшийся тогда управляющим директором казахстанского госхолдинга.

В результате расширения и реконструкции Экибастузской ГРЭС-2 (по 50% станции принадлежит «Самрук-Казыне» и «Самрук-Энерго») с установкой блоков №3 и №4 установленная мощность каждого составит до 636 МВт. Стоимость блока №3 составляет 441,1 млрд тенге, планируемый ввод в эксплуатацию – в декабре 2026 года (первоначально ввод планировался еще в 2010 году). Стоимость блока №4 планируется определить после разработки технико-экономического обоснования (ТЭО), запуск намечен на декабрь 2027 года. По блоку №4 проводятся закупочные процедуры на разработку ТЭО проекта.

При этом по блоку №3 ведется корректировка проектно-сметной документации. В этом году на объект продолжалась поставка оборудования из КНР. Из общего объема (7782 тонны) на ГРЭС-2 было доставлено 4147,94 тонны (53,3%), еще 1760,7 тонны (22,6%) находятся в пути. Еще 1874 тонны (24,1%) оборудования располагалось в Китае. Со стороны Министерства энергетики подписано соответствующее инвестиционное соглашение.

Интересно, что в декабре 2019 года сразу после заключения сделки по покупке «Самрук-Казыной» за $25 млн 50%-ной доли в Экибастузской ГРЭС-2 у российской госкорпорации «Интер РАО» председатель правления госхолдинга Алмасадам Саткалиев объяснял журналистам интерес фонда к 100%-ному владению станцией казахстанской стороной с возможностью строительства блока №3. Однако блок с тех пор так и не был построен.

В декабре текущего года «Самрук-Энерго» планирует запустить блок №1 Экибастузской ГРЭС-1. Энергоблок был выведен из эксплуатации еще в 1996 году, а работы по его восстановлению идут с 2012 года. Сложность работ в том числе объяснялась необходимостью поставок оборудования из Украины. 

Читайте также