Поставщик глобальных макроэкономических исследований Macro Hive, клиентами которого являются компании и организации из 160 стран, включая 7 из 10 крупнейших банков (в том числе JP Morgan, Citi и Bank of America) и пять крупнейших хедж-фондов, предсказал возможность распада ОПЕК в 2024 году.
«Вы можете подумать, что картель ОПЕК+ становится сильнее. В конце концов, недавно он принял Бразилию в качестве своего последнего члена. С текущим объемом добычи сырой нефти и жидких углеводородов около 4,4 млн баррелей в сутки страна станет четвертым по величине членом расширенной группы после Саудовской Аравии, России и Ирака. Но добавление Бразилии скрывает совсем другую реальность. Вот четыре причины, по которым 2024 год может стать концом ОПЕК», — говорится в публикации Macro Hive.
Первой причиной называются африканские страны с недостаточным производством нефти. Отношения африканских стран с ОПЕК напряжены на фоне необходимости сокращения добычи нефти в них.
«Ангола, особенно недовольная, недавно заявила, что будет превышать свою квоту в первом квартале, пока базовый уровень не будет повышен. Аналогичные споры возникли с Конго и Нигерией, хотя последней удалось добиться базового увеличения более чем на 0,1 млн баррелей в сутки», — отмечается в публикации.
Вместе с тем, выход этих страны из картеля, вероятно, окажет ограниченное влияние, полагают исследователи.
Другой причиной в Macro Hive называют ненадежность политики России, которая, несмотря на обещания сократить добычу нефти, увеличивает экспорт нефтепродуктов.
«Ненадежная Россия усложняет задачу ОПЕК по поддержанию доверия к ней на рынке. Без непоколебимой приверженности России влияние группы на мировые поставки уменьшается. Исторически сложилось так, что Саудовская Аравия принуждала Россию к соблюдению требований, угрожая наводнить рынок, но остается неясным, намерена ли Саудовская Аравия продолжать сокращать добычу», — говорится в публикации.
Третьей причиной аналитики считают то, что Саудовская Аравия и ее партнеры по ОПЕК хотят разных цен на нефть. Саудовская Аравия в одностороннем порядке приняла решение сократить добычу на 1 млн баррелей ежесуточно.
«В то время как Саудовская Аравия всегда демонстрировала свою силу как крупнейший производитель, сейчас она стоит особняком в картеле. Другие участники, похоже, чувствуют себя более комфортно, когда цены падают ниже 80 долларов за баррель», — полагают в Macro Hive.
Четвертой причиной называется напряженность в отношениях между наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом и президентом ОАЭ шейхом Мохаммедом бен Зайедом аль Нахайяном.
«Разногласия варьируются от иностранных инвестиций до влияния на мировые нефтяные рынки и вылились в открытую, потенциально изменяя альянсы в богатом нефтью Персидском заливе. Совсем недавно ОАЭ чувствовали себя в стороне, поскольку Саудовская Аравия вела прямые переговоры с повстанцами-хуситами в Йемене», — отмечается в публикации.
Кроме того, разногласия по поводу квот на добычу нефти в рамках ОПЕК+ привели к обострению отношений. ОАЭ неоднократно просили увеличить квоту на фоне роста своих инвестиций в добычу нефти и газа. Они могут выйти из картеля, если напряженность в отношениях между ними и Саудовской Аравией сохранится, полагают в Macro Hive. Такой шаг, вероятно, вызовет страх рынка перед массовым исходом, поскольку страны стремятся производить продукцию в соответствии со своими потребностями, а не с потребностями Саудовской Аравии.
Аналитики отмечают, что сами по себе первые три проблемы вряд ли приведут к распаду ОПЕК.
«Но в сочетании с четвертой мы должны учитывать риск. Распад может существенно снизить цены на нефть на следующие несколько лет – результат, противоречащий интересам всех государств-членов», — сообщается в публикации.
В качестве других маловероятных, но возможных «серых лебедей», в Macro Hive называют также возможность распада Евросоюза из-за кризиса климатической политики в следующем году. Кроме того, прогнозируют возможность захвата рынков искусственным интеллектом, разворот Китая к Западу, отказ Джо Байдена от участия в президентских выборах США, резкое укрепление японской иены к доллару США к (аналитики считают справедливым по паритету покупательной способности курс ниже 100 иен за $1 при текущих около 150 иенах за $1), резкое укрепление турецкой лиры к доллару США (в этом году лира девальвировала более чем на 50%, однако аналитики прогнозируют возможность ее укрепления к доллару до 20 лир за $1 с текущих 29 лир за $1), энергетический коллапс и внеочередные выборы в Германии, а также победу «Арсенала» в премьер-лиге.