Депутаты грозятся подать на правительство Казахстана жалобу в Конституционный суд
Депутаты недовольны вмешательством правительства Казахстана в работу парламента. Они считают, что это повод для обращения в Конституционный суд. Об этом в своем Telegram-канале сообщил мажилисмен Никита Шаталов. Он также напомнил правительству «о странном выкупе акций КМГ для финансирования бюджета в обход парламента».
Чем недовольны депутаты. Шаталов рассказал о попытках исполнительной власти «наступать на депутатскую законодательную инициативу». У депутата возникли вопросы к рассматриваемому законопроекту о поправках в закон «О доступе к информации».
«Помимо вопросов инклюзии, в данный закон закралась довольно странная норма, ограничивающая полномочия депутатов мажилиса: правительство хочет включить обязательное проведение процедур публичного обсуждения с учетом заключения правительства. Наш комитет выдал отрицательное заключение на данный законопроект, но это не единственная попытка исполнительной власти наступать на депутатскую законодательную инициативу», — написал Шаталов.
По его словам, аналогичные поправки двигает и Министерство юстиции — на портале «Открытые НПА» находится документ, касающийся проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества». В нем в том числе говорится, что законы, разработанные депутатами, не проходят все этапы, через которые двигает свои проекты правительство.
«Мотивация Минюста странная: они упирают на то, что законопроекты, разработанные моими коллегами, приводят к общественному резонансу. Также правительство намекает на то, что решения в парламенте принимаются кулуарно», — написал Шаталов.
Какие претензии у депутата к правительству. Со слов Шаталова, к таким попыткам перетянуть одеяло на себя со стороны исполнительной власти есть ряд вопросов. Мажилисмен напомнил, что на референдуме в 2022 году люди проголосовали за усиление парламента, и это была политическая реформа, предложенная президентом.
В ответ на намеки правительства о кулуарных решениях Шаталов заявил, что работа мажилиса прозрачна: рабочие группы заседают открыто, планы работы и поправки депутатов есть в открытом доступе, пленарные заседания идут в режиме онлайн, функционирует общественная палата.
«Как раз кулуарно действует правительство: я напомню о странном выкупе акций КМГ для финансирования бюджета в обход парламента, да и нынешний закон не был подан общественности как ограничивающий права депутатов. Таких примеров я могу привести с вагон и маленькую тележку. Материалов с рабочих групп хватает», — заявил депутат.
Какие меры примут депутаты. Шаталов заявил о возможном обращении в Конституционный суд Казахстана.
«На заседании нашего комитета я напомнил разработчику, что такие интервенции в законодательство — это повод для обращения в Конституционный суд, который и должен охранять президентские демократические реформы. Думаю, если мы подготовим проект подобного обращения, то наберем достаточное количество подписей со стороны моих коллег, чтобы пресечь любые попытки правительства регулировать работу парламента», — заключил Шаталов.
Как устроена власть в Казахстане
Согласно Конституции, Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющим три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.
В марте прошлого года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал к переходу от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом. Токаев заявлял, что «сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство» — цель, к которой нужно стремиться.
По словам Токаева, в стране все замыкается на президенте, и это неправильно. Он предлагал «усилить» роль мажилиса, лишив сенат права вносить поправки в одобренные мажилисом законопроекты и оставив за ним лишь право отклонять либо одобрять законопроекты.
Также Токаев заявлял, что депутаты могут и должны пользоваться своими законными правами, в том числе направляя запросы в правительство по «злободневным проблемам» и требуя от него принятия конкретных мер.