Вице-министр здравоохранения Айжан Есмагамбетова в кулуарах сената рассказала, почему ВОЗ до сих пор не одобрила казахстанскую вакцину против коронавируса QazVac.
По словам вице-министра, чтобы получить одобрение ВОЗ, нужен полный цикл производства вакцины – от производства биомассы до момента розлива и упаковки.
«На сегодня запущен и есть GMP-сертификат (международный стандарт. — прим. ред.) на линию розлива. Завершается строительство второго комплекса, на базе которого будет уже биомасса готовиться. После завершения полного строительства и получения GMP-сертификата это позволит получать сертификат ВОЗ не только на коронавирусную вакцину. Если в будущем мы планируем выпускать какую-то другую вакцину на этом заводе, то можно будет получать сертификат на продукцию», — объяснила Есмагамбетова.
Вице-министр также добавила, что, в отличие от других вакцин, QazVac не успел получить одобрение ВОЗ, потому что завод по производству вакцины начинали строить с нуля.
«Строительство любого биофармацевтического завода – очень сложный процесс с высокими требованиями, что требует большого количества времени. Надо отметить, что мы работу по строительству завода, введению его в эксплуатацию и запуск первой линии провели в достаточно короткие сроки», — заключила Есмагамбетова.
QazVac — инактивированная вакцина против COVID-19, разработанная НИИ проблем биологической безопасности Министерства образования и науки РК. Эффективность вакцины QazVac по итогам первой фазы составила 100%, по итогам второй фазы — 96%, по итогам обширной третьей фазы — 84%.
Создательница вакцины — Кунсулу Закарья. Она лауреат государственной премии в области науки и техники имени аль-Фараби, член Академии естественных наук, член-корреспондент Российской Академии естествознания.
Закарья написала более 200 научных публикаций, восемь научно-методических пособий, пять монографий, 29 патентов на изобретение, из них два международных патента, семь нормативно-технических документов по производству профилактических и диагностических препаратов.