Новости

Министр экономики рассказал, стоит ли волноваться обычным гражданам из-за мобильных переводов

Куантыров рассказал, как переход предпринимателей на наличные деньги отразится на экономике / Коллаж: Kursiv.media

Министр национальной экономики Алибек Куантыров успокоил обычных граждан, заявив, что правило о мобильных переводах от 100 разных лиц ежемесячно, в течение трех последовательных месяцев, касается только предпринимателей. Об этом он сказал на брифинге после заседания правительства.

«Это не 100 переводов в месяц для казахстанцев, а именно для предпринимателей от разных источников. Обычным казахстанцам не надо бояться налоговой, это касается предпринимателей, а не обычных граждан, – заверил глава Минэкономики РК.

Журналисты также поинтересовались у Куантырова, как массовый переход предпринимателей на наличный расчет повлияет на экономику страны. Он назвал такую ситуацию «временным трендом», отметив, что ажиотаж происходит из-за «непонимания или неполного понимания» нормы.

«Мы же хотим работать «в белую», здесь важна осознанность со стороны предпринимателей, что это нужно делать для страны своей. Нельзя работать в «серых» зонах. Сейчас небольшой период пройдет, и все привыкнут. Думаю, что в ближайшее время ситуация исправится», – сказал он.

Алибек Куантыров подчеркнул, что Казахстан останется одним из самых цифровизованных государств в мире в части финтеха и мобильных переводов. У экономики после ужесточения контроля за мобильными переводами, по его мнению, «особых проблем не будет».

«Все равно же люди покупают товары, даже если за деньги. Банкам просто нужно загружать больше наличных в банкоматы и все. (…) К нам приезжают иностранцы из США, Европы, даже из Японии. Все удивляются, насколько все цифровизовано. Сам я активно пользуюсь электронными гаджетами. Это очень удобно. Все операции видны, и для экономики это хорошо», – резюмировал Куантыров.

В понедельник, 29 января, Нацбанк сообщил, что объем денежных переводов через Межбанковскую систему переводов денег (МСПД) и Межбанковскую систему клиринга в январе – ноябре прошлого года составил 872,6 трлн тенге, что на 25,1% больше, чем за аналогичный период 2022-го. В количественном выражении переводы увеличились на 13,3%, до 67 млн транзакций.

В 2022 году в закон «О платежах и платежных системах» было введено понятие «мобильные платежи – безналичные платежи» в пользу индивидуального предпринимателя. Приказом Минфина были определены признаки мобильных переводов для предпринимательских целей. Под особый контроль подпадут случаи, когда бизнесмен получает переводы от 100 разных лиц ежемесячно, в течение трех последовательных месяцев. Правило разработано, чтобы отслеживать и облагать налогом тех, кто ведет предпринимательскую деятельность и принимает оплату на свою карту.

В этом году будут контролироваться только мобильные переводы госслужащих, работников бюджетных организаций и квазигосударственного сектора. С 2025 года под мониторинг попадут остальные казахстанцы. Причем до 2025 года бизнесменов штрафовать за мобильные переводы не будут. Министр финансов Ерулан Жамаубаев говорил, что бизнесменам необходимо иметь два счета: отдельный для мобильных переводов по предпринимательской деятельности и для личных целей.

«Сейчас идет апробирование с банками, идет пилотный проект. Мы поставили критерий – 100 переводов по одной карте в течение трех месяцев – и будем наблюдать. Эти критерии условные. Мы можем скорректировать, исходя из дня жизни могут быть меньше, могут быть больше», – отмечал Жамаубаев в конце прошлого года.

В июле 2023 года комитет государственных доходов обратился к предпринимателям и напомнил об административной ответственности. В КГД заявили, что некоторые предприниматели принимают оплату за товар через личные счета, открытые в банках, без применения ККМ и POS-терминалов. За это предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения, при повторном нарушении штраф составляет от 15 (55 380 тенге) до 50 (184 600 тенге) МРП в зависимости от субъектности налогоплательщика.

В мае 2023 года Ерулан Жамаубаев говорил, что КГД не ведет тайного наблюдения за переводами казахстанцев в приложении Kaspi. По его словам, Минфин ведет сбор информации из баз данных других госорганов. При этом налоговики не имеют права вести «тайный» мониторинг за переводами.

«Мы не можем приписками заниматься, это невозможно. Если кто-то занимается, я лично уволю этого человека», – говорил он.

Глава Минфина Ерулан Жамаубаев в 2021 году говорил, что министерством финансов совместно с заинтересованными госорганами и Ассоциацией финансистов Казахстана в рамках регулирования мобильных переводов были подготовлены соответствующие законодательные поправки. Они предусматривают использование отдельного счета, предназначенного для предпринимательских целей.