Министр ЕАЭС рассказал о проблемах в торговле с соседями
Министр Евразийской экономической комиссии (выполняет функции правительства ЕАЭС) по конкуренции и антимонопольному регулированию Бахыт Султанов в интервью российскому «Коммерсанту» рассказал о сложностях, которые возникают у членов союза при торговле в условиях антироссийских санкций. По его словам, экономическая интеграция внутри объединения пока не достигла желаемых результатов, и отчасти этому способствовала протекционистсткая политика России.
Султанов обратил внимание на низкий уровень взаимопроникновения товаров стран-участниц на рынки друг друга. По словам министра, он лишь немного превосходит показатели африканских региональных объединений. Доля внутренней торговли от общего объема товарооборота в странах ЕАЭС колеблется вблизи отметки 15%. Важную роль во взаимной торговле в рамках ЕАЭС играют госзакупки стран-участниц, где предпочтение, вопреки наднациональным нормам, нередко отдается национальным производителям и поставщикам.
«Государственные закупки должны стимулировать взаимное проникновение товаров, поэтому в ЕАЭС предусмотрен принцип национального режима, когда любая страна, осуществляя государственные или муниципальные закупки, должна признавать потенциальных поставщиков из других стран союза как своих и не предоставлять отечественным поставщикам больше преимуществ по отношению к предпринимателям союзных государств. Пока мы видим, что протекционистская политика превалирует, страны создают барьеры для беспрепятственного ведения бизнеса. Работа Евразийской экономической комиссии — выявлять и устранять эти барьеры», — отметил министр.
В прошлом году ЕЭК удалось решить вопрос взаимного признания банковских гарантий для нужд госзакупок. Прежде российские власти не признавали гарантии, выданные банками других стран союза. Проект соответствующего международного соглашения проходит ратификацию на национальном уровне. Также комиссия занимается созданием единого портала госзакупок, на котором бизнес сможет получать централизованную информацию о закупках. При этом некоторые страны из-за геополитической ситуации ограничили свободный доступ к таким данным, добавил Султанов.
Также он посетовал, что на российский рынок приходится около 80% всех госзакупок в рамках ЕАЭС, что делает страну «точкой притяжения для евразийских поставщиков». Последние страдают из-за того, что Москва устанавливает исключения из национального режима госзакупок, который должен обеспечивать равный доступ поставщиков стран союза к госзакупкам в каждом члене. При этом Султанов оценил общий уровень конкуренции в ЕАЭС как высокий:
«Однако антимонопольное регулирование у нас молодое, нам предстоит еще многое сделать. Один из приоритетов — формирование проконкурентного сознания в бизнес-среде. Для этого существуют такие институты и инструменты, как саморегулирование и антимонопольный комплаенс. Наша задача — рассказать бизнесу о его правах и рисках антиконкурентного поведения».
По словам Султанова, власти стран ЕАЭС должны взаимодействовать и развивать конкуренцию на внутреннем рынке после ухода из России западных компаний. В вопросе торговли с Россией в условиях санкций каждая компания должна самостоятельно оценивать риски попадания под вторичные санкции, которые могут лишить ее доступа на внешние рынки. При этом внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность участников не контролируется руководством союза и не прописана в его документах.
Однако в некоторых случаях политика конкретных компаний может вступить в противоречие с нормами ЕАЭС, в том числе из-за антироссийских санкций, уточнил министр. Он привел пример российской фирмы «Диамед фарма», отказавшейся предоставлять ЕЭК данные в рамках антимонопольного расследования. Компания ссылалась на действующий в России из-за санкций мораторий на проверки. Однако суд ЕАЭС встал на сторону комиссии и выписал «Диамед фарма» штраф. Таким образом, наднациональные правила превалирует в антимонопольном регулировании, резюмировал Султанов.