Модель страхования рисков землетрясения в Казахстане необходимо выработать на государственном уровне, считает директор департамента страхового рынка и актуарных расчетов агентства по развитию и регулированию финансового рынка Асель Амирбаева.
«Та катастрофа (землетрясение. – «Курсив»), которая может случиться, неподъемна ни для одной страховой организации, какой бы капитал не влили. Есть такая пуловая система, которая помогает закрыть либо очень уникальные риски, которые никто не хочет страховать, или не знает статистику по этим рискам, либо очень большие риски. На самом деле агентство по (развитию и. – «Курсив») регулированию на сегодняшний день отрабатывает механизм, как создать эту модель страхования от рисков землетрясения именно на государственном уровне», – сказала она в ходе форума Digital Almaty.
По ее словам, никакой частный сектор не сможет закрыть ущерб, нанесенный в ходе разрушительного землетрясения.
«Сейчас уже есть поддержка Всемирного банка, Азиатского банка (развития. – «Курсив») о том, чтобы выделить безвозмездно техническую помощь. Речь идет о создании межведомственной рабочей группы, в рамках которой мы будем выбирать ту самую модель», – отметила Амирбаева.
Директор департамента обратила внимание страховых организаций, которые планируют заняться страхованием таких рисков, что их перестрахование в индивидуальном порядке чревато очень большими расходами.
«Это очень дорого получить хорошую перестраховочную защиту у крупного высокорейтингового перестраховщика. А когда вы в пул собираетесь, находите профессионального управляющего брокера и обращаетесь к зарубежному перестраховщику за этим покрытием пулом, вы становитесь более интересным, цена покрытия становится дешевле, и эта дешевая цена, соответственно, дешевле для нас – граждан», – сказала она.
Амирбаева отметила, что после недавнего землетрясения в Алматы сама искала варианты страхования рисков при катастрофе и столкнулась с определенными сложностями.
«Я вот недавно хотела застраховать риск землетрясения. Пришлось зайти в одно приложение, второе приложение, третье приложение – и мне было сложно понять, плачу ли я справедливую цену на самом деле, какое покрытие какая компания мне предлагает. Я не могла быстро сделать этот сравнительный анализ», – привела она пример.
По ее словам, при поиске вариантов такого страхования ей нужно было знать названия соответствующих сервисов, какие риски покрывает страховщик и смотреть, на какое покрытие она может рассчитывать. При этом она не уточнила, удалось ли ей застраховать такие риски.
В ночь с 22 на 23 января в Алматы почувствовали сильное землетрясение силой пять баллов. По данным сейсмических станций ТОО «ННЦСН и И» МЧС РК, эпицентр землетрясения находился в 264 км на юго-восток от города. Подземные толчки начались в 00:09 на глубине около 65 км. Эпицентр находился на границе Казахстана и Кыргызстана. Сведения об ощутимости (по шкале МSК-64): Алматы – 5 баллов.
Амирбаева назвала добровольное страхование одной из точек роста на рынке. Она отметила наличие большого числа баз данных и статистики, в том числе оцифрованных. Однако все это необходимо интегрировать между собой.
«На мой взгляд, нужен следующий сервис – это агрегатор для продуктов, хотя бы, как минимум, коробочных продуктов, которые стандартизированы, просты для потребителей. У нас уже есть большие маркеплейсы, но заметьте – там продукты страхования именно всех компаний отсутствуют. На мой взгляд, очень сложно потребителю делать сравнительный анализ, понимать, какие риски можно застраховать и по какой стоимости», – сказала она.
По ее мнению, в случае создания такие сервисы повысят финансовую грамотность, а также облегчат понимание предлагаемых страховых продуктов.
Амирбаева отметила, что с запуском с 1 января возможности получения страховой выплаты по европротоколу уже есть случаи, когда граждане получили выплату в течение одного дня.
«На базе «Фонда гарантирования страховых выплат», разработчиком которого было «Первое кредитное бюро». Через этот сервис у нас уже около 400 за месяц заявлений. Средний срок урегулирования – это пять дней. Это такой сервис, когда государство показало рынку, и рынок совместно отработал этот процесс», – сказала она.
Пять страховых компаний уже разработали соответствующие сервисы для своих клиентов. По ее словам, в Казахстане наступает новый этап в развитии сектора, когда и страховые организации, и регулятор, и все иные госорганы, которые так или иначе связаны со страхованием, должны много внимания уделить сервису выплат.
«В обязательном страховании много сделано. Более того, благодаря тому, что у нас уже накоплена статистика, мы уже перешли к тому, что по обязательным видам страхования ценообразование тарифа, полиса может формироваться, исходя из статистики. Это привело к тому, что по всем обязательным классам страхования мы можем получать ежегодно обновленный справедливый тариф для населения», – сказала Амирбаева.
Другой точкой роста она видит развитие так называемого вмененного страхования.
«Следующая точка роста, на мой взгляд, и это видение регулятора, развитие вмененного страхования и оцифровка вмененного страхования. На самом деле, если кто знает, вмененное страхование – это то страхование, где целевая аудитория – либо уникальные клиенты, либо это очень крупные риски. Эти виды страхования очень хорошо работают там, где есть пулы», – отметила она.
В качестве примера представитель АРРФР привела находящийся в мажилисе парламента законопроект по страхованию ответственности врачей.
«Этот вид страхования является вмененным, и он будет реализован с помощью единого пула. Цифровой сервис, который может дать государство, – это платформа, где этот пул будет действовать. В чем еще суть вмененного страхования, что стоимость страховки не установлена законом. Она определяется, исходя из анализа статистики, андеррайтинга клиента. Именно такое цифровое решение, как платформа для пула по вмененным видам страхования, позволит тоже собрать статистику, обработать ее, правильно выстроить ценообразование и сделать его доступным для населения», – сообщила она.
По ее мнению, такое цифровое решение, как платформа для пула по вмененным видам страхования, станет еще одной точкой роста рынка страхования. Амирбаева считает, что такой сервис «очень хорошо ляжет» как на реализацию на государственной базе данных, так и посредством развития этого сервиса страховыми организациями на базе «Фонда гарантирования страховых выплат».