Александр Орлов, Sun Group: «Все, что происходит в индустрии, имеет значение»

Опубликовано (обновлено )
Фото: Sun Group

В интервью «Курсиву» известный ресторатор и основатель компании Sun Group Asia Александр Орлов рассказал о планах на будущее и о том, зачем делится опытом с молодыми предпринимателями.

– В одном из постов в Instagram вы говорили, что в этом году планируете открыть 27 новых проектов по миру. Будут ли новые проекты в Казахстане?

– Безусловно. В Казахстане мы планируем открытие сразу нескольких крупных проектов в Алматы и Астане. Во-первых, это новый большой комплекс на Медеу в Алматы – Queen Country Club. Концепция заведения – загородный семейный ресторан. Он будет достаточно большой, с шатрами и местами для проведения банкетов и различных мероприятий. Там же будут расположены и «Орловские бани» – большой банный комплекс из восьми современных строений, выполненных в альпийском стиле.

Во-вторых, у нас запланировано открытие еще одного большого комплекса Yurta. Это отдельно стоящее трехэтажное здание площадью порядка двух тысяч квадратных метров, в котором будет располагаться ресторан национальной кухни с оригинальной шоу-программой. Также там будут бутик-отель и современные бары. Фишка заведения заключается в том, что весь интерьер комплекса будет выполнен, скажем так, в тюркском стиле. То есть все страны, которые имеют тюркское происхождение, их национальные кухни там будут представлены. Это большой и интересный проект, над которым мы с командой в настоящее время активно работаем. Планируем запустить к осени.

Одновременно с этим мы реализуем в Астане другой проект – общественные бани. Это будет достаточно необычный проект, открытие которого также планируется в сентябре.

Кроме того, и в Алматы, и в Астане мы в этом году открываем сразу несколько наших популярных сетевых ресторанов «Тануки».

Фото: Sun Group

– Вы упомянули страны тюркского происхождения. В каких из них вы планируете расширение ресторанного бизнеса?

– Помимо Казахстана, Sun Group Asia также открывает сразу несколько проектов в столице Узбекистана – Ташкенте. Это популярные рестораны «Тануки», новый итальянский ресторан CuCicina, а также ресторан грузинской кухни «Манана». Кроме того, расширяем мы свое присутствие и в Азербайджане, где в этом году планируем открытие новых ресторанов More&More, оригинального ресторана греческой кухни EVA, а также комплекса «Орловские бани».

– Как долго, по-вашему, такая активная экспансия может в целом продолжаться? Как вы оцениваете емкость рынка в Казахстане и Узбекистане?

– Честно говоря, я не могу с 100% точностью сказать вам, насколько велика емкость этих рынков. То, как долго может происходить развитие бизнеса и в целом как много новых концепций рынок может проглотить, конечно, будет зависеть от спроса, но мы давно работаем в обеих странах, мы хорошо понимаем эти рынки и видим, что они растут. К примеру, активно развиваются и растут города, поскольку есть внутренние миграционные процессы и туда постоянно приезжают новые люди. Туристический поток тоже растет достаточно активно. Поэтому я надеюсь, что все в индустрии будет нормально.

– Ваши проекты в Алматы и Астане, что называется, прижились и стали частью местной городской среды. Дело в удачной концепции или в определенной космополитичности крупнейших городов Казахстана?

– Конечно, в концепции. А также в управлении проектами. Но в первую очередь значение, естественно, имеет сама концепция ресторана, если мы про них говорим. Чтобы люди пришли в ваше заведение и продолжили приходить, нужно все сделать хорошо и совершенно неважно, где вы открываете ресторан – в Алматы или в Нью-Йорке.

– Вы управляете десятками проектов в разных странах мира, существует ли что-то одно, что их объединяет, возможно, это единая система менеджмента или подход к маркетингу?

– Во всех моих проектах я принимаю непосредственное участие, в их реализации, и то, что во главе компании стою я, наверное, и есть тот самый фактор, который их всех объединяет. Кроме сетевых ресторанов, конечно же. Какой бы проект мы не запускали, неважно, в какой стране, мы с командой всегда стараемся работать максимально быстро, оперативно принимаем необходимые решения, стремимся развиваться и делаем ставку на агрессивный маркетинг. Вот этот подход к бизнесу, пожалуй, и есть то, что объединяет все наши проекты в разных странах мира.

Фото: Sun Group

– Говоря про разные страны: возможно ли привезти на рынок новую кухню и условно приучить к ней потребителя, адаптировать кухню под конкретные рынки?

– Вполне возможно. Однако нужно помнить, что есть кухни популярные, а есть не очень популярные. Например, индийская кухня не очень популярная за пределами Индии. Открывать индийский ресторан в Казахстане я бы, как ресторатор, наверное, не стал. Тут какую бы необычную концепцию ты не придумаешь, народ, скорее всего, ходить туда попросту не будет.

– А если говорить про казахскую кухню: возможно ли ее развитие в ресторанном формате за пределами Казахстана?

– В других странах Центральной Азии – да, несомненно, но вот за пределами региона – я не уверен. Но, знаете, здесь сложно вот так просто интуитивно сказать. Проект может «выстрелить», а может и нет.

– Как вы оцениваете прошедший год для ресторанного бизнеса, чтобы вы бы отметили как самое значимое событие для вашей компании и индустрии в целом?

– Сложно выделить что-то одно как наиболее значимое, поскольку ресторанный бизнес всегда развивается достаточно бурно, это его нормальное состояние и все, что происходит в индустрии, безусловно, имеет значение. Все важно и все нужно.

Что касается Sun Group, то мы уже давно подвели итоги ушедшего года и смотрим только вперед. Но могу сказать, что у нас в общем-то все года хорошие. В прошлом году, к примеру, нам удалось запустить в Алматы большой проект Queen. Это в целом достаточно уникальный проект, такой большой комплекс, и на мой взгляд, это действительно большое достижение. Все цели, которые мы ставили перед собой в январе 2023 года, были достигнуты.

Фото: Sun Group

– Помимо управления ресторанами вы достаточно активно работаете с молодыми предпринимателями. Как много времени у вас это занимает? Что вас мотивирует это делать?

– Да, у меня есть небольшая группа предпринимателей, которые заплатили немалые деньги за то, чтобы я с ними работал индивидуально. Этот проект не носит массовый характер. Как правило, это группа в пять человек с которыми мы делаем выезды в различные страны. У нас, к примеру, был выезд в Гонконг, в Дубай, и, наверное, в финале мы также сделаем выезд в Алматы. На эту деятельность я выделяю примерно три дня в месяц.

Что касается мотивации, то дело в запросах на такой формат коучинга, а их я получал действительно много. Вообще, я не любитель давать кому-то советы, у меня и без того есть, чем заняться, но так как люди захотели получить информацию именно таким путем и заплатили за это деньги, то я делаю. Если бы это было бесплатно, я бы этого делать не стал, скажу честно. Бесплатные советы я в целом раздавать никому не намерен. Понятное дело, что я не беру всех подряд. Как правило, я с каждым из участников делаю персональное интервью, чтобы узнать, что это за человек, где работает, чем занимается. Это нужно для того, чтобы быть уверенным, что люди в команде имеют общие интересы и всем будет комфортно.

Читайте также