Повестка «Берлинале»: миграция, антифашизм, бодипозитив

Опубликовано
колумнист Kursiv
Церемония открытия Берлинале / Фото: REUTERS/Lisi Niesner

В Берлине началась охота на «золотых медведей», 15 февраля стартовал 74-й Берлинале. И хотя на Берлинале традиционно показывают европейское кино, темы и актуальная повестка во многом совпадают с BAFTA и «Оскаром»: миграция, антифашизм, экология, бодипозитив, права женщин.

На красной дорожке и в фокусе СМИ в Берлине – снова Киллиан Мёрфи вместе с Мэттом Дэймоном. Только теперь Мёрфи играет главную роль в фильме Small Things Like These, «Такие мелочи», который снял Тим Милантс, а спродюсировал Мэтт Дэймон. Мёрфи играет рабочего, что развозит уголь внутри провинциального городка и случайно замечает, как издеваются над девушками, попавшими на исправительные работы в католический монастырь. Перед ним встаёт выбор — промолчать или рассказать об увиденном со всеми вытекающими проблемами. Картина открыла берлинский кинофестиваль. 

Всего в основном конкурсе 20 работ. В программе – и художественные фильмы, и экспериментальный док, некоторые ленты созданы на стыке документального и игрового кино, в уже привычном для европейского авторского кино формате – постдок. Как, например, лента La Cocina, то есть «Кухня».

La Cocina — Dir. Alonso Ruiz Palacios, Мексика 

Это мировая премьера картины Алонсо Руиза Паласио, главную роль в которой сыграл Гаэль Гарсия Берналь. В 2018 дуэт Паласио и Берналь уже взяли в Берлине «Серебряного медведя» за лучший сценарий к криминальной драме «Музей» об ограблении Национального музея антропологии в Мехико. На этот раз сюжетный хук –ограбление кассы ресторана в Нью-Йорке. Главный герой Берналя – мексиканский нелегал Педро, основной подозреваемый. 

По-эстетски выверенное, чёрно-белое полотно фильма – это поле и для производственной любовной драмы, и для более глобального политического высказывания о проблемах миграции, социальном неравенстве и положении мексиканцев в США.

Another End, Dir. Piero Messina

Ещё один фильм основного конкурса, где сыграл Гаэль Гарсия Берналь – Another End от режиссёра Пьеро Мессина. Это психологическая sсi-fi драма, действие которой происходит в утопическом будущем, где с помощью новой технологии можно вернуть сознание умершего обратно в тело, чтобы облегчить горе его близких и дать больше времени на прощание. 

Pepe — Dir. Nelson Carlos De Los Santos Arias

Картина «Пепе» – это экспериментальный док доминиканского режиссёра Нельсона Карлоса Дэ Лос Сантос Айреса, учившегося в Буэнос Айресе. Главный нарратив картины – монолог мёртвого бегемота. В основу сценария легла история бегемота Пепе, которого Пабло Эскобар перёвез из Африки в свой частный зоопарк в Колумбии. Пепе стал первым и единственным гиппопотамом, убитым в Южной Америке. Пепе говорит с нами после своей смерти, и, похоже, ему есть что сказать об отношениях людей и животных. Режиссёр соединяет в картине документальные кадры, анимацию и даже рентгеновские съемки. 

Architecton — Dir. Victor Kossakovsky

Еще один экологический манифест и визуальная медитация от Виктора Косаковского, автора знаменитой «Гунды» (фильме о жизни норвежской свиньи). Как и в предыдущих работах, основная оптика «Архитектона» – постгуманистический взгляд на человечество и его способы жить на Земле. На сей раз в фокусе – камень. В новом визуальном эссе Косаковский исследует отношение камня и человека на примере древнего храма Бахуса в ливанском Баальбеке, гор бетона после турецкого землетрясения и остатков древних империй. 

The Empire — Dir. Bruno Dumont

В новом полном метре Брюно Дюмон вновь возвращается к миру сериала «Малыш Кенкен» и его продолжения «Малыш Кенкен и инопланетяне». Действие происходит в той же провинциальной французской деревушке, куда прибывают корабли могущественной внеземной цивилизации, в центре сюжета – необычный ребенок, из-за которого начинается война двух суперцивилизаций. В арсенале Дюмона, помимо не самых дорогих спецэффектов, как обычно, запредельный абсурд, неполиткорректная сатира на современное французское общество и много чёрного юмора. 

A Different Man — Dir. Aaron Schimberg

«Другой человек» — это мрачный триллер, работающий с темой бодипозитива, стандартов красоты и уродства в современной культурной повестке. Главный герой – актёр Эдвард, подвергается хирургической операции, радикально меняющей его внешность. Впрочем, это не приносит ему ни славы, ни успокоения. Его играет Адам Пирсон, актёр с нейрофиброматозом I типа, при котором доброкачественные опухоли развиваются на основе нервной ткани и могут до неузнаваемости трансформировать лицо и тело. Для Адама, это уже не первая работа в кино и на телевидении: в 2013 он участвовал в съёмках картины Джонатана Глейзера «Под кожей» вместе со Скарлетт Йоханссон, и работал телеведущим на реалити шоу «Красавица и чудовище». Оба проекта, по словам Пирсона, направлены на дестигматизацию людей с заболеваниями, меняющими их внешность. 

My Favourite Cake — Dir. Behtash Saneeha, Maryam Moghaddam

«Мой любимый пирог» – работа режиссёрского дуэта из Ирана – Мариам Могхадам и Бехташа Санеха, уже заявивших о себе на Берлинале в 2021 году с картиной «Баллада о белой корове». Попасть в Берлин в этом году они не смогли, так как иранское правительство конфисковало их паспорта и закрыло выезд из страны. Вместо режиссёров картину на конференции представляли исполнители главных ролей и фотографии авторов фильма. По европейским меркам картина абсолютно безобидная: двое пожилых людей решаются на свидание у себя дома, звонят по видеосвязи родным, обсуждают свою жизнь. Но в своем манифесте режиссеры называют картину «пересекающей все красные линии» в представлении о жизни женщин при шариате. Во-первых, женщина находится в кадре вместе с мужчиной, во-вторых, она без хиджаба, в-третьих, это свидание наедине. Всё это, в соответствии с современной иранской конституцией, подлежит наказанию. 

From Hilde, With Love — Dir. Andreas Dresen

Главное антифашисткое высказывание в конкурсной программе – картина «От Хильды, с любовью» Андреаса Дрезена. Это байопик о судьбе Хильды Коппи, участницы немецкой «Красной капеллы», группы сопротивления фашистскому режиму. Она родила сына в берлинской тюрьме и была обезглавлена по личному указанию Гитлера через полтора года после родов. Картина посвящена последним месяцам перед казнью Хильды и ее мужа Ганса, которые счастливы и наслаждаются последним берлинским летом, несмотря ни на что. 

Контекст и повестка

Антифашистская повестка в этом году актуальна для Берлинале. Прямо на красной дорожке во время открытия фестиваля прошло две протестных акции, одна была посвящена противодействию расизму, вторая – направлена против ультра-правой радикальной партии AfD, «Альтернатива для Германии», набирающей популярность в стране. Впрочем, возрастающая популярность крайне правых – актуальная проблема для всей центральной Европы.

В Берлине последние полгода проходят митинги с призывом запретить Afd. Но запрет любой официально представленной в Бундестаге партии противоречит нынешнему немецкому законодательству. 

В этом противостоянии оказалась замешана и дирекция Берлинале. 

После скандала в прессе, дирекции пришлось объясняться за приглашение двух членов партии AfD на фестиваль. Приглашения были отозваны, а объяснение выглядело довольно формальным: участники AfD получили приглашения по квотам для всех представленных партий. 

При этом, в отличии от «Оскара», где считай нет ни одной работы, связанной с ближневосточным регионом, кроме картины «Голда. Судный день» израильского режиссёра Гая Наттива, посвященной 4-ому премьер-министру Израиля Голде Мейер и «Войне Судного дня», на Берлинале эта тема оказалась проявленной. В самом начале фестиваля на сцену вышли пропалестинские активисты с требованием немедленного прекращения огня в Газе. В дирекции фестиваля, в отличии от занятой бескомпромиссной проукраинской позиции в прошлом году, призвали к диалогу. 

Часть участников программы Berlinale talents отозвали свои работы, запустив флешмоб с призывом сделать это всех артистов. Ганский режиссер Айо Цалитаба и американский художник индийского происхождения Сунейлу Санзгири тоже сняли свои фильмы в знак протеста против поддержки Израиля фестивалем. 

Программа этого года включает в себя два фильма из Израиля и Палестины, израильскую драму Амоса Гитая «Шикун» и палестинский документальный фильм «Нет другой земли» о массовом изгнании и агрессии против палестинцев с Западного берега и о внезапной дружбе между израильским журналистом и палестиниским активистом. Впрочем, улицы Берлина тоже каждые выходные наполняются и пропалестинскими, и произраильскими сторонниками. 

Церемония награждения победителей назначена на 24 февраля, финальные показы состоятся 25 февраля, в воскресенье. 

Читайте также