Председатель правления «КазМунайГаз» Магзум Мирзагалиев рассказал, что в Казахстане еще могут быть обнаружены крупные нефтяные месторождения. Об этом он заявил в интервью пресс-службе компании.
Глава КМГ отметил, что недра Казахстана изучены всего на 24%. За последние годы значимых открытий нефтяных месторождений не было. Компания наращивала запасы в основном за счет доразведки действующих.
В настоящее время геологоразведочные работы идут на пяти участках: Мугоджары в Актюбинской области, Березовский в Западно-Казахстанской области, несколько участков в Мангистауской области. В этом году компания завершит по ним сейсмические работы и интерпретацию геологической информации. Некоторые иностранные инвесторы уже заинтересованы в покупке этих данных.
«Кроме этого, КМГ планирует в этом году бурение трех геологоразведочных скважин. Одну скважину мы планируем пробурить в Кызылординской области на участке Тургай Палеозой, уже ведется мобилизация оборудования. Мы планируем приступить к этой работе в середине этого года. Не буду ничего загадывать, но естественно, мы питаем определенные надежды», – заявил Магзум Мирзагалиев.
Также в 2024 году «КазМунайГаз» планирует глубокое подсолевое бурение на структуре Каратон Подсолевой, расположенной в Атырауской и Мангистауской областях. Дополнительно на этот год компания запланировала бурение скважины совместно с компанией Eni на участке Абай в Каспийском море.
Работы на Тургай Палеозой будут профинансированы за счет собственных средств компании, а по проекту Каратон Подсолевой – за счет российской компании «Татнефть», которая недавно приобрела у КМГ 50% акций компании-оператора месторождения Karaton Operating Ltd., рассказал Мирзагалиев.
«Для скважины Каратон Подсолевой мы закладываем глубину до 5500 метров. По участку Тургай Паолеозой мы также планируем идти на большие глубины – 5500 метров. Мы считаем, что на значительных глубинах могут быть хорошие обнаружения», – заметил председатель правления КМГ.
Несмотря на оптимистичные прогнозы, на двух крупных действующих месторождениях «КазМунайГаза» – Узень и Карамандыбас – добыча нефти снижается. Однако после проекта реабилитации она может увеличиться до 5,2-5,5 млн тонн в год.
«В 2022 и 2023 годах мы привлекли ученых, инжиниринговые компании и разработали проект по увеличению добычи. Мы обратились в правительство, и оно нас поддержало по вопросу снижения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), чтобы больше денег можно было оставить в компании. Cэкономленные деньги от НДПИ будут направлены на проект реабилитации, плюс мы будем его софинансировать. В рамках проекта предполагается бурение горизонтальных скважин, использование современного оборудования, изменение технологий закачки воды и другое», – пояснил глава КМГ.
На добычу на месторождении Узень влияют и постоянные отключения электроэнергии. Во время них нефть застывает и работы останавливаются. Для решения проблемы компания собирается построить собственную гибридную электростанцию мощностью 247 МВт (ветер, солнце, газ) совместно с компанией Eni.
Также Мирзагалиев рассказал о сложности, присущей реализации проектов на Каспийском море. В последние годы на Каспии не было обнаружено крупных месторождений. Так, скважина на участке Женис оказалась сухой. До этого были признаны неперспективными и другие блоки, например, блок «Н». В то же время были и хорошие открытия, такие как месторождения Кашаган, Каламкас-море и Хазар. По последним двум уже начались активные работы вместе с российской компанией «Лукойл». В планах «КазМунайГаз» выйти на первую добычу нефти в 2028-29 годах.
«На Каспии достаточно сложно работать. Каспийское море отличается мелководьем и экстремальными температурами — летом очень жарко, зимой холодно, есть лед. Это приводит к заметному удорожанию проектов. В связи с этим, по поручению Главы государства был разработан Улучшенный модельный контракт, направленный на развитие сложных месторождений, в том числе морских. Благодаря этому, мы смогли привлечь компанию «Лукойл» и создать совместное предприятие для разработки месторождений Каламкас-море, Хазар, Ауэзов. Я уверен, что потенциал Каспия значителен, и он не исчерпан, поэтому геологоразведка в Каспийском море будет продолжаться», – объяснил Мирзагалиев.