Обойти систему
«Когда будете регистрировать аккаунт в списке стран, выбирайте Польшу, там сейчас самые дешевые тарифы и игры поддерживают русский язык. Для этого найдите в интернете индекс Кракова и укажите там любой адрес», – заботливо советует покупателям консоли PlayStation консультант из монобрендового магазина Sony Centre.
C оплатой игр махинации куда более замысловатые. Продавец рекомендует купить SIM-карту и скачать приложение одного из казахстанских операторов. Через него можно попробовать оплатить польский аккаунт в PlayStation. «Проблематично, но по-другому никак», – сетует он. Тем, кто не хочет идти извилистым путем, консультант предлагает покупать диски с играми здесь же, в фирменном магазине. эти диски в Казахстан везут тоже из Польши, однако офлайн-ассортимент дороже и меньше, чем в онлайн PlayStation Store.
С подобными трудностями в Казахстане сталкиваются не только поклонники консолей от Sony, но и игроки в Xbox и Nintendo. Дело в том, что перечень стран, жителям которых доступна регистрация и доступ к онлайн-магазинам популярных приставок, ограничен, и Казахстана в этом списке нет.
«Это очень серьезно затрудняет пользование. Во многих играх обязательно требуется создание своего аккаунта, но сейчас зарегистрировать его практически невозможно. Раньше можно было это сделать через Турцию или Украину, но на сегодняшний день регистрация через эти страны для нас закрыта, потому что теперь, если ты физически не находишься там, то по IP-адресу тебя просто блокируют и не дают регистрацию. Получается, что казахстанец лишен возможности полноценно пользоваться консолью, например, играть онлайн по сети. На 50% консоль становится нефункциональна», – объясняет Андрей Якубин, активный участник телеграм-группы «Игровое сообщество Казахстана».
PlayStation уже более двух лет активно продвигает свою онлайн-библиотеку игр, доступную по подписке в разных тарифах, говорит Якубин. В этой библиотеке регулярно появляются обновления и новые игры, но казахстанцам эти возможности закрыты.
«Для того, чтобы иметь к ним доступ, люди идут на всевозможные серые схемы. В частности, через резидентский прокси создают «учетку» в другой стране, обходят блокировки, делают покупки через иностранные карты. Это можно классифицировать даже как мошенничество. Но других вариантов нет. Потому что мы можем абсолютно легально купить у официального поставщика приставку Sony, а вот пользоваться ею в полном объеме мы не можем», – сетует Якубин.
Игра вдолгую
По подсчетам Игрового сообщества Казахстана, в республике около 50 тыс. игроков в PlayStation. Наиболее активные уже на протяжении нескольких лет добиваются от корпорации включения РК в официальную сеть Sony. Недавно активисты запустили очередную петицию, ее поддержали несколько опинион-мейкеров, информация о петиции разошлась по СМИ и соцсетям. На момент подготовки материала под обращением было собрано более шести тысяч подписей.
«PlayStation является самой популярной игровой системой в Казахстане, ежегодно продаются десятки тысяч консолей от Sony по всей стране, как у официальных дистрибьюторов, так и нелегально. При этом сервис PlayStation Network, обеспечивающий возможность покупки игр онлайн, никогда не был доступен в РК. По этой причине геймеры из Казахстана и других стран СНГ регистрировали аккаунты в российском сегменте PlayStation Network (PSN). После начала войны в Украине Sony, как и многие другие компании, покинула Россию и закрыла доступ к своим сервисам. Таким образом от PSN были отключены не только геймеры из России, но и из Казахстана, а также многих других стран», – говорится в петиции.
Автор петиции Сергей Чикин уверен, что официальное включение Казахстана в PSN выгодно не только игрокам. Общество в целом выиграет, если из страны перестанут утекать налоги из-за серых схем, на которые вынуждены идти пользователи консолей. По подсчетам Чикина, объем казахстанского рынка видеоигр – не менее $100 млн.
В качестве примера инициатор петиции приводит платформу по продаже видеоигр Steam, которая работает в Казахстане официально. Одна только компания Valve, владеющая этой платформой, заплатила в нашей республике НДС на 4,3 млрд тенге.
«Сейчас казахстанские геймеры покупают видеоигры с турецких аккаунтов, и наш «налог на Google» оседает в бюджете Анкары. Речь как минимум о нескольких миллиардах тенге в год налогов», – подсчитал Сергей Чикин.
В тени России
Ситуация с самой популярной игровой консолью даже привлекла внимание казахстанского Министерства цифрового развития, которое в прошлом году пыталось договориться с компанией Sony. Однако успеха не добилось. Казахстанским чиновникам отказали, ссылаясь на то, что через РК могут создавать аккаунт пользователи из России.
Автор петиции с этим не согласен. По мнению Чикина, это прямое нарушение потребительских прав казахстанцев.
«Обоснование, что Казахстан создает санкционные риски из-за потенциального использования PSN российскими геймерами, не выдерживает никакой критики. Российские геймеры сейчас регистрируют свои аккаунты в Турции без особых сложностей. Казахстан соблюдает требования противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, в наших банках в свою очередь действуют правила KYC (Know your client), подсанкционные лица ни при каких условиях не смогут воспользоваться нашей финансовой инфраструктурой – открыть счета и платежные карты. Более того, даже рядовым гражданам РФ, пребывающим на территории Казахстана без подтверждающих документов, проблематично открыть карту», – говорит он.
По мнению Чикина, проблема может заключаться в том, что у Sony может не быть достоверных данных об объеме и потенциале казахстанского рынка. Потому что геймеры из РК до ухода Sony c российского рынка были вынуждены регистрировать свои аккаунты в регионе «Россия».
«Если брать в отдельности рынок Казахстана, то для Sony он может быть небольшим. У нас очень много ребят, которые играют в игровых клубах, но нет такой критической массы игроков, готовых купить приставку и совершать регулярные покупки в PS Store. То есть среди тех, кто играет, не так много тех, кто часто что-то покупает», – полагает Алексей Шегай, CEO iDos Games, компании, занимающейся разработкой игр.
Но Sony, по мнению спикера, может поменять свое отношение, если рассматривать Казахстан как хаб для всей Центральной Азии.
«При таком подходе у Казахстана есть шанс. На рынке Центральной Азии мы в лидирующих позициях по развитию IT, GovTech. Я не думаю, что есть какие-то объективные причины не дать место Казахстану в PlayStation Store», – добавляет Шегай.
«Открытие нового региона несет дополнительные расходы. Под этим подразумевается не просто добавление строчки «Казахстан» в список PS Store, но также и поддержка этого рынка. Подключение нового региона однозначно потребует от них запуска новых процессов у себя в компании, подключение новых сотрудников, погружения в рынок. Потому что в каждом отдельном регионе существуют свои отличительные правила работы», – говорит СЕО студии разработки компьютерных игр Rhinotales Артем Слесаренко.
Он отмечает, что в Sony, как и в любой корпорации, многие глобальные процессы забюрократизированы, из-за чего добавление нового региона потребует много времени. Основная проблема, по его мнению, заключается в регуляторной политике. Об этом Слесаренко знает не понаслышке – Rhinotales является разработчиком единственной казахстанской игры, вышедшей на PS. Команде Rhinotales потребовалось больше года, чтобы игра из Казахстана стала доступна на платформе. Однако, уверен Слесаренко, это не повод отказываться от любых попыток привлечь внимание к проблеме.
«Решение не всегда строится только на строгой математике. Иногда на него влияет какой-то отклик от аудитории, ее активность. Это может тоже сыграть в нашу пользу», – соглашается Андрей Якубин.
Именно поэтому участники Игрового сообщества Казахстана каждый вторник отправляют письма в корпорацию вот уже второй год.
«Компания Sony может добавить Казахстан в PSN, нет никаких сомнений. Локальные магазины в РК есть у многих игровых сервисов, таких как Steam или Epic Games Store, где можно приобретать игровой контент в тенге. IT-гиганты, среди которых Apple, Meta, Google, официально присутствуют на нашем рынке, реализуют свои услуги в нашей национальной валюте и даже платят налоги в наш казахстанский бюджет. Подписку на Netflix можно купить, правда, за евро. Все эти компании зарабатывают в Казахстане, и Sony может последовать их примеру. Главное – донести до руководства компании достоверную информацию о Казахстане и нашем рынке», – заключил автор петиции.