Продовольственный кризис в Европе: как это случилось

Опубликовано
Сбор клубники. Фото: Tim Mossholder/Unsplash

С начала 2024 года европейские эксперты заговорили о возможном недостатке продовольствия на территории Евросоюза, который традиционно выступает донором для регионов, столкнувшихся с голодом. Основные причины — перебои в логистических цепочках и чрезмерная нагрузка на местных производителей на фоне высоких ставок в экономике.

Опасность кризиса

В марте 2024 года в Брюсселе прошла стратегическая сессия, на которой около 60 представителей Европейского союза и правительственных чиновников, экспертов по продовольственной безопасности и представителей отрасли пытались смоделировать последствия возможного продовольственного кризиса. Для европейской экономики опасность недостатка продовольствия является крайне непривычной проблемой. Традиционно Евросоюз выступает одним из крупнейших поставщиков продовольственных товаров от зерна и молока до свинины и оливкового масла, и имеет один из самых низких уровней продовольственной нестабильности в мире. Глобальный индекс продовольственной безопасности регулярно относит европейские страны к самым защищенным в мире. В среднем лишь 14% домашних расходов в 2021 году в Евросоюзе направлялось на продукты питания, по сравнению с примерно 60% в Нигерии и 40% в Египте. 

Однако на фоне климатических аномалий и сбоев в цепочках поставок только в 2022 году потери европейского агросектора составили около 50 млрд евро, в том числе из-за роста стоимости удобрений и электроэнергии, необходимой для обеспечения работы теплиц. «Мы живем в кризисе в последние три года. Предстоит сделать гораздо больше на всех уровнях. Кризисы будут наступать только быстрее и тяжелее», — заявил преподаватель глобальной продовольственной политики в Sciences Po в Париже Крис Хегадорн.

В 2024 году «высокой вероятностью» станет нехватка продуктов, поскольку изменение климата, проблемы транспортировки и глобальные конфликты продолжают влиять на поставки, заявил профессор Белфастского университета Крис Эллиотт. По его словам, особенно пострадают фрукты и овощи после того, как в течение 2023 года супермаркеты в Великобритании вынуждены были ограничивать продажу помидоров и огурцов из-за неблагоприятной погоды на юге Европы. «Я ожидаю, что повторится ситуация 2023 года, когда мы наблюдали пустые полки в супермаркетах в течение нескольких месяцев, и эта проблема будет становиться более устойчивой по мере ее развития. Это будет касаться доступности продовольствия, но также и стоимости, и вероятность пустых полок, особенно со свежими продуктами, в 2024 году чрезвычайно высока”, — считает Крис Эллиотт. По его словам, потенциальный дефицит вызван нестабильностью продовольственного снабжения в других странах, изменением климата и проблемами транспортировки.

В такой ситуации многие страны мира начинают заявлять о росте продовольственной независимости. Например, к 2030 году Сингапур планирует обеспечивать себя на 30% своей собственной едой, хотя в настоящий момент страна импортирует 90% продовольствия. А Национальный союз фермеров Великобритании предложил установить цели по производству британской продукции точно так же, как правительство установило цели в области окружающей среды, зеленой энергии и изменения климата. 

Одна из предпосылок продовольственного кризиса — нарушение цепочек поставок, в том числе из-за кризиса в Красном море, через которое проходит 12% мировой торговли. В частности, из-за этого крупнейший контейнерный оператор из Германии — компания Hapag-Lloyd показала операционный убыток в 200 млн евро в четвертом квартале 2023 года, что привело к падению акций компании на 8,5%. Основная причина — снижение объемов транспортировок после атак на суда в Красном море.»Конфликт в Красном море негативно сказался на объемах транспорта в конце года, так как изменение маршрутов судов вокруг мыса Доброй Надежды увеличило время доставки», — заявила пресс–служба Hapag-Lloyd. 

Роль донора

Евросоюз выступает традиционно одним из доноров, который помогает решить проблемы доступа к продовольствию. Европейская комиссия является членом Конвенции о продовольственной помощи и обязуется предоставлять не менее 350 млн евро ежегодно для смягчения продовольственной незащищенности. В 2022 году ЕС в значительной степени превысил эти обязательства, выделив приблизительно 1 млрд евро на гуманитарную продовольственную помощь и питание, что составило более трети общего гуманитарного бюджета ЕС. По данным Глобального доклада о продовольственных кризисах, в настоящее время по всему миру как минимум 238 млн человек остро нуждаются в продовольствии, то есть фактически сталкиваются с голодом — это на 10% больше, чем в 2022 году. 

Как объясняют авторы доклада, экономическая устойчивость бедных стран резко снизилась, и теперь они сталкиваются с более длительными периодами восстановления и меньшей способностью справиться с будущими шоками. Экстремальные погодные условия: засухи, наводнения, бури, циклоны, ураганы, тайфуны или непродолжительные сезоны дождей остаются ключевыми факторами продовольственной незащищенности. Они непосредственно влияют на урожаи и скот, нарушают транспортные маршруты. Многие страны до сих пор восстанавливаются от засух или наводнений. Более того, около 8,6 миллиона человек в Судане сталкиваются с высоким уровнем острой продовольственной незащищенности. Война в Судане поставила под угрозу продовольственную безопасность 25 миллионов человек по всей Северной Африке, в Южном Судане и Чаде, что делает ее крупнейшим продовольственным кризисом в мире, предупредила исполнительный директор Всемирной программы продовольствия Синди Маккейн. 

По данным авторов доклада, это четвертый год подряд, когда увеличивалось количество населения, переживающего, так называемую, третью фазу продовольственной нестабильности. Согласно отчету, около 40% населения, находившегося в третьей фазе, или около 108 млн человек — проживали всего в пяти странах: в Демократической Республике Конго, Эфиопии, Афганистане, Нигерии и Йемене. Отчет указывает на «взаимосвязанные, взаимодополняющие драйверы» увеличения глобального голода, в первую очередь локальные военные конфликты и климатические изменениях. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал результаты отчета «неприемлемыми». «Этот отчет показывает неспособность человечества добиться прогресса в достижении Второй цели устойчивого развития — прекращения голода и обеспечения продовольственной безопасности и улучшения питания для всех,» – написал он в предисловии к отчету.

Внутренняя европейская борьба

Помимо нарушения глобальных цепочек поставок, европейский продовольственный рынок сталкивается с внутренними проблемами. Попытки ЕС ввести новое экологическое законодательство вызвали значительное недовольство фермеров. В январе 2024 года французские фермеры, недовольные экологической политикой правительства и сокращением субсидий. заблокировали дороги и начали проверять грузовики, перевозящие товары из-за рубежа. “Мы открыли грузовики, посмотрели, что внутри, и все иностранное было выгружено. Мы не должны импортировать продукты питания, которые мы не хотим производить дома», — рассказал один из участников акции.

После этого президент Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что настало время преодолеть растущие разногласия в сельском хозяйстве. В свою очередь в Польше фермеры начали блокировать дороги, протестуя против планов ЕС по снижению выбросов углерода и импорта продуктов питания из соседней Украины. При этом ЕС потратил 2,5 млрд евро на кризисные меры по поддержке фермеров с 2014 года.

Наконец, высокие ставки в экономике значительно осложняют инвестиции в производство, и ЕЦБ пока не планирует снижать ставку, несмотря на улучшение показателей инфляции. В феврале 2024 года инфляция в еврозоне снизилась до 2,6%, что значительно ниже пика в 10,6% в октябре 2022 года. Однако индекс потребительских цен остается в коридоре между 2% и 3% в течение пяти месяцев. Более того, в то время как пики цен на продовольствие и энергию, которые способствовали вспышке инфляции, смягчились, инфляция распространилась на услуги, а также широкий рынок, который включает все, начиная от билетов в кино и уборки офисов до оплаты за обучение и медицинского ухода.

На этом фоне Европейский центральный банк оставил ключевую процентную ставку на исторически высоком уровне. С большой вероятностью снижение ставок будет отложено, как минимум, до июня. Как объяснила президент ЕЦБ Кристин Лагард, регулятор «добивается значительного прогресса» в снижении инфляции до целевого уровня в 2%, но «мы еще не достигли этого».

Замечание Лагард «не слишком тонкий намек» на то, что ЕЦБ подождет до июня для снижения ставок, считают аналитики из ABN AMRO Financial Markets Research. «ЕЦБ приближается к тому моменту, когда у него будет достаточная уверенность в возвращении инфляции к цели в 2%», — сказал руководитель макроэкономических исследований в Pictet Wealth Management Фредерик Дюкрозе. Высокие ставки также оказывают влияние на экономический рост и потребительский спрос, а значит делают жизнь производителей продовольствия еще сложнее.

Читайте также