Легенды степи. О Берельском царе, Таксайской жрице, Золотом человеке и каргалинской диадеме

Опубликовано (обновлено )
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Берел». Реконструкция «рогатых» лошадей. Фото с сайта sxodim.com

Двадцать пять лет назад в Казахстане был найден третий «золотой человек». Позже его назовут «Берельским царем»: мужчина из IV-III веков до нашей эры вел, судя по его костям, активную жизнь (многочисленные сросшиеся переломы на ребрах, проломленный череп), и был при этом сказочно богат (о чем говорят одежда, расшитая золотом, и 13 рыжих коней в дорогом убранстве, похороненных вместе с ним). Но, согласно легенде, когда-то в курганах близ села Берель в Восточном Казахстане было еще более роскошное захоронение, которое опасались трогать даже грабители: там покоилась прекрасная принцесса на золотом троне.

Впрочем, в XIX веке эту могилу все-таки потревожили, когда на Алтай приехал Василий Радлов (урожденный Friedrich Wilhelm Radloff из Берлина). У востоковеда, этнографа, археолога было поручение от Императорской археологической комиссии России: провести вскрытие древних могил. Увидев холм правильной формы, Радлов велел — копать. В результате были обнаружены скелет лошади и ее железная амуниция – стремена и прочее. И, собственно, все. Правда, здесь такой момент: рабочие, вскрывшие курган, показали свои находки археологу не сразу, а лишь на следующий день. Так появился еще один миф: что золотой трон и прочие драгоценности все-таки были. Были да сплыли. Причем есть версия, что дело не в нечистых на руку рабочих, а в самой принцессе: госпожа не захотела покидать родные места – ведь все обнаруженные ценности отправлялись в Санкт-Петербург…

Это не единственная легенда об исторических артефактах, найденных (или ненайденных) в нашей степи: как говорят сами археологи, в их деле важны не только факты, но и эмоции, и ни одна другая наука не будоражит так воображение, как археология. Рассказываем о мифах и легендах археологического Казахстана.

Таксайская жрица

  • Место обнаружения: курган № 6 могильника Таксай-1 (Теректинский район Западно-Казахстанской области)
  • Время обнаружения: 2012 год
  • Датируется: VI–V веками до нашей эры
Фото: Instagram ostrov.krym.lab. Реконструкция: Крым Алтынбеков. Фото: Олег Белялов

В 2012 году научный сотрудник Западно-Казахстанского центра истории и археологии Яна Лукпанова поехала в село Долинное, где в середине прошлого века тракторист Долматов обнаружил древний клад. История, достойная хорошего кино: во время весенних полевых работ под его трактором что-то то ли блеснуло, то ли звякнуло – так был найден серебряный ритон (сосуд), гривна (шейное украшение), перстень с архаром и т.д. Сознательный советский гражданин сдал свои находки в областной краеведческий музей, о них написали статьи, но почему-то не стали проводить дальнейшие исследования – может, трактор неглубоко вскопал?

Артефакты, которые датировали VI-V веками до нашей эры, считались случайными до тех пор, пока ими всерьез не заинтересовалась Яна Лукпанова. Ученый считала, что первый серьезный юбилей их центра истории и археологии (10 лет) надо отметить такой же серьезной находкой, и попросила разрешение провести разведку в Долинном. ⠀

Итогом той поездки и последующих стало открытие пяти курганов — «Таксай-1», «Таксай-2» и т.д., но самым интересным оказался известный прежде шестой курган, поверхность которого была распахана вдоль и поперек, но сам могильник оставался нетронутым.⠀

В кургане была обнаружена женщина, вернее, три. Но одна была главная, а две остальные явно отправились в мир иной, чтобы ее сопровождать. На даме был богатый наряд и высокий конусообразный головной убор — все было украшено золотом. Головной убор венчала золотая голова горного козла. Камзол расшит золотыми бляшками в зверином стиле. И еще одна деталь: височные украшения. Совсем не похожие на казахские шекелик, что появятся в наших степях через много лет, они сделаны из семян. Как сказала в интервью Яна Лукпанова, это семена растений, которые не растут в наших степях. И это не единственный «импорт», найденный среди вещей Алтын ханшайым («Золотой принцессы» — так начали называть таксайскую находку): там были иранские золотые браслеты, футляр из орехового дерева и т.д.

Курган исследовали несколько месяцев. За это время произошло немало удивительных историй, сродни тем, что писали о раскопках могил Древнего Египта.
Но с большой разницей: если там все было со знаком «минус», то здесь — со знаком «плюс». Таксайская госпожа будто бы хотела, чтобы ее нашли. И, похоже, чтобы ее нашли именно женщины. А как иначе объяснить тот факт, что из 30 человек — участников экспедиции до конца работ на кургане дошли только семеро, все — женщины? А дальше произошло следующее: после раскопок все они забеременели, а потом родили семерых сыновей.

…Прошло время, и в селе Долинное построили мавзолей Таксайской принцессы (впрочем, многие ученые считают, что ее лучше бы называть жрицей – найденные в кургане ритуальные предметы дают возможность предположить, чем она занималась). Это белое сооружение сразу стало местом паломничества: памятуя об истории с семью сыновьями, сюда начали приходить те, кто мечтает о ребенке. С надеждой, что Таксайская жрица поможет.

Каргалинская принцесса

  • Место обнаружения: Каргалинское ущелье Алматинской области
  • Время обнаружения: 1939 год
  • Датируется: II век до нашей эры – I век нашей эры
Фото с сайта colorsandstones.eu

Осенью 1939 года компания работников Каргалинского суконного комбината отправилась в горы на охоту. Погода начала портиться, и они поспешили домой, но не успели – пошел дождь. Охотники начали искать укрытие и заметили расщелину под большим камнем – что-то вроде небольшой пещеры. Спрятавшись там, они начали разводить огонь, и вдруг один из них произнес: «Смотрите, что я нашел!». Так был обнаружен Каргалинский клад. Кроме золота, в расщелине лежали кости человека – молодой женщины…

«Это было как припадок или наваждение, что-то щелкнуло, сдвинулось с места, и вдруг нечто большое, мягкое, обволакивающее опустилось на него. Он держал в руках голову красавицы. Ей, верно, не исполнилось еще двадцати. У нее были большие черные глаза, разлетающиеся брови и маленький рот. Она ходила, высоко подняв голову.

Он повернул череп и посмотрел на него в профиль. У красавицы была тонкая светящаяся кожа. Она умела царственно улыбаться — была горда и неразговорчива: ее считали колдуньей, ведьмой, шаманкой, а потом ее убили и забросили на край земли. И в течение многих веков лежал над ней камень тяжелый, чтоб никто ее видеть не мог. А вот сейчас он держит в руках ее мертвую голову».

Так написал об одной из самых загадочных находок в истории Казахстана писатель Юрий Домбровский в романе «Факультет ненужных вещей». Герой книги, сотрудник музея Зыбин берет со стола череп, найденный на берегу реки Каргалинка, и вдруг видит лицо молодой женщины. Не похороненной, как предполагали в музее, а убитой и брошенной…

Так ли это было на самом деле, сегодня не скажет никто: человеческие кости, найденные близ речки, не сохранились. 27 марта 1940 года было подписано постановление на арест археолога Бориса Дублицкого, который занимался каргалинским кладом и планировал весной провести дополнительные раскопки. Потом началась война, и было не до древних костей и артефактов. Даже само место, где был найден клад, установили не так давно, и в 2020-м была разработана программа по изучению каргалинского комплекса, а в 2022-м сообщили о новых находках из Каргалы — золотых бляшках и пластинах. Но, конечно, они не идут ни в какое сравнение с украшением, много лет назад поразившим писателя Юрия Домбровского – диадемой.

«У Зыбина даже руки дрогнули. До того это было необычайно. Кусок состоял из ажурной золотой пластины, разделенной на два пояса. В верхнем поясе был изображен рогатый дракон с гибкой кошачьей статью и на пружинящих лапах. Он стоял извиваясь и оскалясь. Четко был вычеканен каждый клык зверя. А ниже этажом помещался козлик. Маленький шустрый козлик-теклик, как его называют тут. Он стоял на каком-то бугорке или вершинке и смотрел оттуда вдаль. Так у него были подобраны копытца, такая у него была высматривающая мордочка. Потом еще летели лебеди, поднимались фазаны и утки, порхали мелкие птахи. Отдельно, как будто на капители колонны, стоял ладный крылатый конек — только совсем не Пегас, а суховатая небольшая лошадь Пржевальского. И другой такой же конек несся по небу. На нем сидела молодая женщина. Ветер взметнул ее волосы, и они сделались похожими на шлем. И в самом изгибе всадницы чувствовалась стремительность полета, то как она врезается в гудящий воздух. Второй пояс занимало что-то длинное, тонкое, льющееся, слегка спутанное — не то водоросли, не то трава, полегшая по ветру.

И во всем этом проступала манера мастера, гениальные пальцы его, привыкшие мять, резать и чеканить. Ничего подобного Зыбин еще не встречал».
В разное время выдвигались разные версии происхождения каргалинской диадемы – от Ирана до Китая, причем китайская версия поддерживается поэзией. Архитектор и дизайнер, историк материальной культуры Алмас Ордабаев приводит в цикле программ «Тайны Великой степи» стихотворение средневекового поэта Цао

Чжао:

«Открыты мне Небесные врата,
Из перьев птиц я надеваю платье;
Взнуздав дракона, мчусь я неспроста
Туда, где ждут меня мои собратья.
Я линчжи рву в восточной стороне,
В краю бессмертных у границ Пэнлая;
Ты снадобье прими, сказали мне,
И будешь вечно жить, не умирая».

Похоже, это обещание сбылось: древняя шаманка, принцесса, колдунья живет в книгах и фильмах, трудах историков, а ее чудесная диадема вдохновляет ювелиров и дизайнеров. Каждый из них верит в свою версию жизни и смерти каргалинской красавицы: шаманка, принесенная в жертву; китайская принцесса, которую выдали замуж за степного правителя, а она решила от него бежать; богатая красавица, что отстала от своего каравана и оступилась, попав в расщелину в скале. «И два тысячелетия никто не знал, как же это случилось и где она находится» — написал Юрий Домбровский.

В коллекции Центрального музея РК в настоящее время хранится 370 украшений из Каргалинского клада.

Золотой человек

  • Место обнаружения: курган Иссык близ реки Иссык в Алматинской области
  • Время обнаружения: 1969-1970 годы
  • Датируется: IV-III веками до нашей эры
Фото: Национальный музей РК

Его называют «казахстанским Тутанхамоном»: иссыкская находка — второе неразграбленное захоронение на территории Азии. Первое – гробница фараона Древнего Египта. Считается, что нашего золотого человека спасло то, что он покоился не в главной, а в боковой погребальной камере: там и обнаружили больше 4000 украшений для одежды, выполненных из листового золота, обувь, высокий головной убор, золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, и, наконец, серебряную чашу с надписью – единой версии, что там написано, до сих пор нет.

Писатель, лауреат международной премии «Алаш» Орынбай Жанайдаров предложил, пожалуй, самый добрый и светлый вариант: «Ты рано ушел от нас в будущее…» — такие слова вырезал на чаше безутешный отец, потерявший сына.

Этой фразой заканчивается «Легенда о золотом человеке» из книги Орынбая Жанайдарова «Легенды Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана». В ней говорится о десятом сыне знаменитого батыра Каскалдака: мальчик родился с прядкой золотистых волос на голове – «алтын айдар». Как водится в легендах, парню предстоит тяжелое испытание: на его племя нападает грозный враг. Для юного батыра делают золотые доспехи – они сверкают под лучами солнца, когда он мчится на врага во главе своего отряда. Он становится живым талисманом войска кочевников, и враги, поняв, что в честном бою им его не одолеть, решают погубить его хитростью…

Им это не удалось. «Был заключен мир, который не нарушался много лет, — пишет Орынбай Жанайдаров. — Ни вражеская стрела, ни чужая сабля не смогли сразить Алтын-айдара. Зависть и злоба, черный глаз сгубили однажды овеянного прижизненной славой золотого воина. В восемнадцать лет он тяжело заболел (говорят, простудился на охоте) и умер. Безутешны были его отец и мать, его братья-батыры… Весь степной народ горько оплакивал его. Его так и похоронили в золотом одеянии, рядом с ним положили в могилу серебряную чашу, на которой отец выцарапал ножом надпись: «Ты рано ушел от нас в будущее…»».

Впрочем, как показывает практика, исторической находке не обязательно быть грандиозной, как Золотой человек или Таксайская жрица, или Урджарская принцесса, найденная в ВКО, чтобы о ней появилась легенда. За год до того, как в Иссыке собрались строить автобазу, из-за чего возникла необходимость убрать один из древних курганов — а сначала, по закону, его надо было исследовать, и был найден Золотой человек, в Таразе (тогда Джамбуле) начали строить центральный стадион. В результате предварительных работ был обнаружен неожиданный артефакт — бронзовая статуэтка танцовщицы IX-X века. Необходимое уточнение: индийской танцовщицы. С цветком лотоса на талии. И теперь легенда гласит, что во времена Караханидов в Таразе не по своей воле оказался молодой мастер из далекой страны. Он прекрасно работал, но сильно тосковал, все думали — по родине. А мастер каждый вечер, закончив работу, разжигал в очаге огонь и ставил перед ним маленькую статуэтку: когда пламя разгоралось, ему казалось, что бронзовая девушка танцует. Он даже будто слышал звон ее браслетов – так казахский парень помнит звук подвесок в косах любимой.

В 2018 году известный казахстанский дизайнер Айдархан Калиев представил в Италии коллекцию «Посвящение таразской танцовщице»: замысловатая «бронзовая» вышивка по тонкому рисунку зеленого казахского орнамента, где при желании можно увидеть очертания лотоса.

Читайте также