Лошади, погибшие в области Улытау, не были официально зарегистрированы, и их хозяева не могут рассчитывать на помощь от государства, сообщили в МСХ. Однако казахстанцы и сами не спешат заявлять права на погибший скот из-за угрозы штрафов.
Контекст. О падеже скота в Жанааркинском районе области Улытау сообщили еще в начале марта. Тогда Минсельхоз отрицал массовость гибели лошадей, а власти региона начали доставлять сено в места выпаса скота.
С 25 по 27 марта в область выехала спецгруппа министерства сельского хозяйства, где провела актуализацию данных по масштабам падежа лошадей. В итоге, по последним данным, зафиксировали 1 475 туш погибших животных.
Кроме того, выяснилось, что никто из местных жителей так и не заявил о праве собственности на лошадей. По данным МСХ, все дело в том, что большая часть павшего скота не имеет идентификационных номеров (отсутствуют чипы или тавро), соответственно, не имеют регистрации в базе данных ИСЖ.
«Владельцы скота должны обеспечивать идентификацию животных (закон «О ветеринарии» ст.25, п.5), извещать о приобретении, убое, реализации животных. Несоблюдение этого требования влечет за собой штрафы, согласно Административному кодексу. Из-за этого владельцы не спешат заявить свое право на скот, так как понимают, что могут быть привлечены к ответственности», — говорится в сообщении.
По словам вице-министра МСХ Амангалия Бердалина, получение поддержки от государства и прочих льгот возможно только в том случае, если поголовье официально зарегистрировано.
«Регистрация и соблюдение ветеринарных требований убережет население от падежа скота и распространения опасных заболеваний. В отсутствии учета такие животноводы не могли получить и поддержку от государства в виде субсидий на корма», — заявил Бердалин.
Он подчеркнул, что по итогам 2023 года область Улытау получила 1,4 млрд тенге на субсидирование кормов для скота.
Ранее министр сельского хозяйства РК Айдарбек Сапаров заявил, что ответственность за массовый падеж скота в Улытауской области лежит не только на акиматах, но и на самих владельцах животных. По словам министра, ветеринары заключили, что скот пал не из-за эпидемии, а по причине голода и неблагоприятных условий.