Культура отмены добралась до рэпера Jah Khalib. Рассказываем, как отрывок из подкаста 2022 года запустил кэнселинг музыканта из-за слов об одежде жертв насилия.
На фоне обсуждений суда над экс-министром нацэкономики РК Куандыком Бишимбаевым, обвиняемым в убийстве жены, и темы насилия над женщинами в республике в целом интернет-пользователи обратили внимание на подкаст ORTA, опубликованный в августе 2022 года. ORTA – это круглый стол на ютуб-канале RUH FOOD, за которым мусульмане говорят о духовности. В проекте снимаются только мужчины.
Одной из тем выпуска стало ношение мусульманками платка. Перечисляя плюсы, рэпер Jah Khalib (настоящее имя – Бахтияр Мамедов) объяснил, что спокоен, когда его супруга ходит с покрытой головой.
«Моя жена идет в платке по торговому центру. Допустим, кто-то до нее докопается. Рядом будет брат-мусульманин, который увидит [сестру]. И я могу быть спокоен, потому что мой брат заступится за мою жену. Я могу быть спокоен, что на мою жену не будут смотреть животным взглядом мужчины на улице, и она будет в безопасности <…>»
Слово взял Жаслан Айтмаганбетов. Правозащитник назвал платок «сдерживающим фактором безнравственности» и, ссылаясь на слова преподавателя, перечислил три основные причины изнасилования женщин.
– 85% изнасилований женщин было по причинам «не в том месте, не в той одежде, не в то время, – начал Айтмаганбетов.
– «не в той одежде» – это второй пункт, – отметил Jah Khalib.
Слова Jah Khalib и Айтмаганбетова вызвали бурную реакцию среди отстаивающих свои права женщин.
«Cancel», «Удалить все песни Jah Khalib из плейлиста», «Хочу найти тебя не в том месте, не в той одежде и не в то время, Медина» – так девушки в X (твиттер) отреагировали на слова Мамедова.
В инстаграме рэпера появились сотни комментариев об отмене Jah Khalib в Казахстане: музыканту советуют писать песни, а не высказываться об общественных проблемах и сравнивают с Бишимбаевым, который, по наблюдениям зрительниц, может красиво говорить на изначально отрицательные темы.
– Ты, брат, лучше просто пой. Не нужно говорить, не твое это, брат.
– Можно его в Казахстане отменить? Нужно удалить его песни.
– Не в той одежде? Правда?
Кроме Jah Khalib и Жаслана Айтмаганбетова, за круглым столом сидели основатель проекта RUH FOOD Нурсултан Зайкенов и маркетолог Расул Абдуллаев. Оба – члены Совета по молодежной политике при президенте РК Токаеве.