«Хотите жить в Советском Союзе, что ли». Глава Минпрома РК рассказал, почему государство не регулирует цены на технику

Опубликовано
корреспондент отдела General News
По мнению Каната Шарлапаева, граждане могут покупать как дорогие, так и бюджетные товары / Фото: shutterstock

Глава Минпрома РК Канат Шарлапаев вспомнил советское прошлое, отвечая на вопрос о спекулятивном росте цен на стройматериалы и бытовую технику из-за паводков в Казахстане. По его словам, разговоры про контроль и госрегулирование вызывают у него ассоциации с «тотальным дефицитом» в Советском Союзе.

На брифинге в правительстве журналисты поинтересовались у министра, не планирует ли правительство ввести контроль цен на востребованные после паводков товары — предметы первой необходимости, мебель, бытовую технику и стройматериалы.

«Вы знаете, если честно, когда вы говорите о контроле цен, то почему-то у меня сразу возникает ощущение, что мы все хотим жить в Советском Союзе, что ли, где у нас был контроль цен и тотальный дефицит. Кто помладше возрастом, наверное, не помнят, а я эти времена достаточно хорошо помню. Поэтому давайте как-то определимся», — ответил Шарлапаев.

Он отметил, если граждане хотят иметь качественные телефоны, как iPhone или Samsung, то они могут их приобрести, опираясь на свой выбор, а не на госрегулирование цен или наличие товаров. В наличии этого выбора и заключается принцип рыночной экономики.  

«Как министр промышленности, могу сказать, что есть техника, которая производится и в Казахстане, под Алматы есть Almaty turmystyq tehnika, в Сарани (Карагандинская область. — прим. ред.) есть завод по производству электротехники. Ее можно приобретать, и рынок достаточно широкий по предложению. Есть дорогие и есть более бюджетные товары, поэтому выбор стоит за покупателем. И в этом основа принципа рыночной экономики», — добавил он.       

Контекст. Опасения по поводу спекулятивного роста цен на стройматериалы и бытовую технику появились на фоне государственных мер поддержки пострадавшим из-за паводков в Казахстане. По последним данным, единовременную выплату в размере 100 МРП получили 6 787 семей на сумму около 2,4 млрд тенге. Также на покупку утраченной мебели, бытовой техники или посуды пострадавшие получат до 553 тыс. тенге.

Жители затопленных областей Казахстана уже подали более 16 тыс. заявок на возмещение ущерба в региональные комиссии. Всего с начала марта из зон подтопления эвакуировали более 119 тыс. человек.

Президент Касым-Жомарт Токаев в своем обращении к казахстанцам назвал паводки «самым крупным бедствием по своим масштабам и последствиям за последние 80 с лишним лет». Он пообещал всем пострадавшим гражданам оказать финансовую и другую необходимую помощь.

Власти определили список предметов, подлежащих возмещению ущерба после паводков. Госорганы также разработают алгоритм финансовой поддержки для владельцев посевных земель и сельхозпроизводителей, пострадавших от наводнения.

Минпромышленности разработало два проекта жилых домов для казахстанцев, потерявших свое жилье во время паводков. Это будут трехкомнатные и двухкомнатные дома площадью от 80 до 160 квадратных метров. 

Читайте также