Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганской магистрали, сообщает пресс-служба премьер-министра РК. Республика намерена поставлять талибам материалы собственного производства для строительства железнодорожного пути, шпал и скреплений. Ранее власти РК объявили о решении исключить «Талибан» из списка террористических организаций.
Накануне, 24 марта, зампремьера Серик Жумангарин встретился с коллегой из Афганистана Абдулом Гани Барадараром. Казахстанская сторона заявила, что заинтересована в строительстве железных дорог Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар и Герат – Кандагар – Спин-Булдак.
«Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганской магистрали посредством поставок материалов для верхнего строения ж/д пути, шпал и скреплений собственного производства», – говорится в сообщении.
Как утверждает пресс-служба, проект даст возможность сократить время доставки грузов между странами региона почти в 10 раз, а также снизить стоимость перевозок грузов.
Жумангарин и Абдул Гани Барадар также обсудили возможность возобновления авиасообщения между странами. Согласно меморандуму о взаимопонимании, авиаперевозчики Казахстана и Афганистана имеют право выполнять три регулярных пассажирских/грузовых рейса в неделю.
«Казахстанская сторона готова рассмотреть этот вопрос при поступлении заявок от афганских авиакомпаний», – говорится в сообщении.
На встрече были и представители «Казахстан темир жолы». Они рассказали о создании нового экспортного маршрута из Казахстана через Узбекистан, Афганистан, Пакистан и далее морем до порта Джебель-Али в ОАЭ. Ожидаемый срок доставки грузов до места назначения – около 20–25 дней.
Кроме того, заместитель премьера Казахстана встретился с главой МИД Амиром Муттаки и Минторговли Афганистана Нуриддином Азизи.
Правительство Казахстана прогнозирует, что объем экспорта в Афганистан в ближайшие годы увеличится на 40%. При этом к 2030 году ожидается рост перевозок в три раза.
Что известно о собеседниках Жумангарина из движения «Талибан»
По данным СМИ, 56-летний Абдул Гани Барадар – один из основателей «Талибана». Сейчас он занимает пост вице-премьера Афганистана. Он воевал против советских войск во время войны в Афганистане. С 2006 года отвечал за проведение всех военных операций «Талибана». После захвата Кабула в 2021 году талибами Барадар был министром иностранных дел Афганистана.
Другой собеседник Серика Жумангарина – нынешний глава МИД Амир Хан Муттаки – в 1996–2001 годах, когда в стране власть принадлежала «Талибану», был министром информации и культуры, а также министром образования. СМИ писали, что после ввода войск США в Афганистан Муттаки вел переговоры с чиновниками из официального правительства страны для склонения к сотрудничеству с талибами.
О главе Минторговли Афганистана Нурридине Азизи в СМИ меньше информации. Известно, что его семье приписывают связь с Пакистанской межведомственной разведкой (ISI). «Спутник Таджикистан» писал, что Азизи был бизнесменом.
Контекст. Талибы потеряли власть в Афганистане в 2001 году и вернули ее в августе 2021 года. Тогда движение объявило, что страна будет жить по законам шариата и соблюдать те нормы международного права, которые ему не противоречат.
С 2005 года Казахстан считал движение «Талибан» террористическим, ее деятельность была запрещена. «Талибан» также был запрещен в других странах, входящих в ОДКБ, — в Кыргызстане, России, Таджикистане.
После отставки президента Афганистана Ашрафа Гани и прихода к власти талибов МИД РК сообщал, что «Талибан» Казахстан не признает. При этом в апреле 2023 страна разрешила дипломатам от «Талибана» занять посольство Афганистана в Астане. В МИД тогда подчеркивали, что отношения с талибами не развивают, придерживаясь позиции ООН. Власти отмечали, что республика намерена выстраивать в первую очередь торгово-экономические отношения и оказывать гуманитарную помощь афганскому народу.
Однако в конце декабря 2023 года в МИД Казахстана объявили о намерении исключить движение из списка террористических организаций. Представитель МИД Айбек Смадияров отмечал, что Казахстан будет устанавливать политические контакты с Афганистаном, придерживаясь решений и резолюций ООН. Он добавил, что в 2021 году, после того как «Талибан» установил полный контроль над Афганистаном, движение пытается «установить дипломатические отношения с разными странами, в том числе с Казахстаном, и реабилитировать себя в глазах мировой общественности». По словам Смадиярова, талибы «активно строят торговые отношения с ближайшими соседями».