Как банки и их владельцы жертвуют деньги на борьбу с последствиями паводков

Опубликовано
Редактор отдела "Финансы"

В новом Казахстане чрезвычайные ситуации стали еще и своего рода вольным или невольным состязанием бизнеса на щедрость. Так было после Кантара, когда самые состоятельные люди дружно и оперативно сбрасывались в фонд «Қазақстан халқына», созданный по поручению президента для регулирования справедливости. Так происходит сейчас, когда на страну обрушилась аномальная стихия. «Курсив» систематизировал данные о том, как бизнес проявлял свою социальную ответственность в условиях нынешнего форс-мажора.

фото: Reuters/Turar Kazangapov

Экономические потери Казахстана от весенних паводков еще предстоит подсчитать: бедствие продолжается, а для оценки ущерба на местах необходимо дождаться, когда вода окончательно отступит. На днях власти пересмотрели бюджет и увеличили чрезвычайный резерв для ликвидации ЧС с 7 млрд до 59 млрд тенге (постановление размещено на сайте Минфина 17 апреля). Еще в резерве правительства заложено 433 млрд тенге на неотложные затраты. При этом весомую часть расходов по ликвидации последствий катастрофы возьмет на себя крупный частный бизнес. По наблюдениям «Курсива», предпринимателей, пообещавших сделать самые щедрые взносы, объединяет то, что каждый из них в числе прочего является владельцем банка. Судя по заявленным суммам, сообща эти люди готовы потратить на восстановление регионов свыше 150 млрд тенге.

Пожертвования от банков либо их акционеров начали поступать с первых дней апреля (см. инфографику). По мере того как ситуация с паводками усугублялась, три банка решили сделать повторный взнос. Kaspi.kz сначала перечислил 120 млн тенге собственных средств (плюс 80 млн от клиентов), а через неделю добавил еще 500 млн. Евразийский двумя траншами пожертвовал 450 млн. Больше всех заплатил Халык, который начал с 1 млрд тенге, а потом внес еще 450 млн, из которых 200 млн – однодневный заработок сотрудников. Среди БВУ, ограничившихся однократным взносом, щедрее прочих оказались акционеры Freedom и Forte (именно акционеры, ибо сами эти банки взносов не осуществляли), направившие 1 млрд и 680 млн тенге соответственно. Jusan пожертвовал 300 млн, Bank RBK – вдвое меньше. 

Самый поздний и один из самых скромных по размерам взнос (200 млн) сделал БЦК. Итого помощь в борьбе с паводками оказали восемь банков, то есть вся десятка крупнейших БВУ за минусом государственных Отбасы и Bereke. 

Некоторые БВУ называли не только суммы, но и их конкретных получателей (это хороший пример прозрачности, поскольку в обществе всегда есть недоверие в отношении того, кому достаются деньги благотворителей и доходит ли помощь до конечного адресата). Kaspi.kz сообщил, что направляет деньги в фонд Biz Birgemiz Qazaqstan, Freedom выбрал для партнерства фонд «Демеу Казакстан коры», Евразийский сотрудничал с двумя фондами: «Қамқор-Ақтобе 2024» и «Мейірімділік.Kst». 

Халык, БЦК, Jusan и Bank RBK в своих сообщениях не уточнили, кому направляют пожертвования. Из них Bank RBK конкретизировал, что деньги пойдут «на проведение восстановительных и противо­паводковых работ, а также на поставку необходимых товаров для жителей регионов в зоне чрезвычайного бедствия». Остальные ограничились формулировками «в помощь пострадавшим от паводков казахстанцам» (Халык и Jusan) и «для помощи пострадавшим регионам» (БЦК). Из сообщений фонда «Қазақстан халқына» можно выяснить, что первый миллиард тенге Халык направил именно туда. Однако этот фонд решил, что в ситуации с паводками не будет финансировать оперативные мероприятия и неотложные нужды, а выделит 10 млрд тенге на постройку домов в сельской местности. Возможно, Халык посчитал нужным оказать именно ситуативную поддержку и поэтому организовал дополнительный сбор средств.

фото: Reuters/Turar Kazangapov

Побочный эффект

В одном случае благотворительная политика банка (вернее, ее проведение в ущерб маркетинговой) рискует негативно повлиять на лояльность клиентов. Неделю назад Евразийский банк объявил, что пересмотрел «праздничную программу», приуроченную к 30-летию фининститута, в пользу социальных проектов. Из-за паводков банк решил перенаправить ресурсы юбилейного маркетингового бюджета «на поддержку пострадавших и помощь тем, кто нуждается». В частности, банк «приостановил» действовавшую с начала года акцию, по которой клиенты получали 30% бонусов за покупки, совершаемые 26-го числа каждого месяца.

«Решение принималось трудно, поскольку мы видели, насколько акция полюбилась клиентам. Однако мы уверены, что клиенты поддержат стремление банка сделать максимальный вклад в помощь тем, кто находится в трудной ситуации», – отметили в Евразийском, добавив, что «банк перечислил 450 млн тенге на поддержку жителей и ликвидацию последствий паводков, а также предоставляет отсрочки по кредитам пострадавшим заемщикам».

На страничке Евразийского в Instagram можно прочитать возмущенные комментарии пользователей, смысл которых сводится к тому, что помощь пострадавшим не должна осуществляться за счет интересов клиентов. Самые разочарованные подписчики выдвигают версию, что банк неправильно оценил уровень ажиотажного спроса, который предъявят клиенты ради получения обещанного кешбэка, а ситуацией с паводками якобы воспользовался как предлогом, чтобы свернуть чересчур подорожавшую акцию без потери имиджа. Консультанты Евразийского отвечают: «Мы на постоянной основе проводим различные акции и розыгрыши и всегда проводим их до конца. К сожалению, с нынешней ситуацией с паводками мы не смогли остаться в стороне». 

Великолепная семерка

Вышеназванные суммы, пожертвованные банками по собственной инициативе, меркнут по сравнению с теми, которые их акционеры готовы потратить на восстановление затопленных земель. 16 апреля на встрече с жителями Костанайской области глава государства заявил о возрождении в стране своего рода института шефства, но только не над социальными учреждениями, а над целыми регионами.

«У нас есть очень крупные предприниматели. С ними будет проведена беседа. Они будут закреплены за каждой областью, районом, селением и отвечать поименно. Это и в их интересах, ведь они будут видеть результаты своих вкладов», – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Начиная со следующего дня и по 20 апреля в том, что на них возложена миссия шефства, прямо или косвенно признались семь бизнес-групп.

Евразийская группа (ERG) сообщила, что ее «акционеры-основатели» (именно так, без раскрытия имен) окажут помощь в ликвидации последствий паводков на дополнительные 40 млрд тенге. На сайте ERG в качестве основателей группы указаны только два человека: Александр Машкевич и Фаттах Шадиев. Сын покойного Алиджана Ибрагимова Шухрат подобным статусом не наделен. Логично предположить, что издержки по оказанию шефской помощи понесут именно двое старших партнеров. Два года назад ERG внесла самый щедрый взнос (30 млрд) в «Қазақстан халқына», и «Курсив» тогда отмечал, что это не совсем справедливо, ибо 40% компании принадлежат правительству Казахстана. На этот раз, как следует из текста сообщения, платить будет не предприятие, а его совладельцы.

Столько же (40 млрд тенге), но не от себя лично, а от подконтрольного бизнеса, пожертвуют Владимир Ким и его младшие партнеры. Эту сумму в неназванных пропорциях соберут пять организаций: «Казахмыс», KAZ Minerals, «Алтыналмас», «Каражыра» и Bank RBK. Данная новость была размещена на сайте «Корпорации Казахмыс» и, как и в случае с «евразийцами», без раскрытия имен. Цитата со словами «мы как социально ориентированные компании не можем оставаться в стороне» тоже подписана анонимно: Совет Директоров компаний. Есть еще третье совпадение (помимо суммы и обезличенности) в сообщениях от ERG и «Казахмыса»: ни в том ни в другом не называется регион, за которым «закреплены» эти бизнесмены.

Тимур Кулибаев направит 30 млрд тенге на восстановление Атырауской области. Этот известный предприниматель не скрывал ни имени, ни подшефного региона. 18 апреля информацию об участии Кулибаева в кампании по ликвидации последствий паводков распространили почти все деловые и общественно-политические СМИ, но ссылку на первоисточник (БФ «Халык») дала только газета «Ак Жайык». При этом на сайте самого БФ «Халык» новости не обновлялись с осени прошлого года. В фонде «Курсиву» предоставили искомый пресс-релиз, а на вопрос, почему его нет на сайте, пояснили, что сайт находится на доработке.

За Вячеславом Кимом и Михаилом Ломтадзе, судя по сообщению Kaspi, закрепили Северо-Казахстанскую и Акмолинскую области. Они от себя лично пожертвуют 20 млрд тенге, или по 10 млрд на партнера. Кроме того, Ким «уже профинансировал проект строительства 5-этажного дома в Акмолинской области и выделил средства на восстановление инфраструктуры пострадавших населенных пунктов».

Булат Утемуратов из фонда своего имени выделит 10 млрд тенге для Актюбинской области, говорится на сайте фонда. В сообщении напоминают, что 1 апреля фонд уже направил 680 млн тенге на борьбу с последствиями паводков и обеспечение первоочередных нужд пострадавших.

Личный взнос мажоритарного акционера БЦК Бахытбека Байсеитова, по информации банка, составит 5,5 млрд тенге. Средства пойдут на ремонт и строительство домов в Западно-Казахстанской области. 

Некруглую сумму в 6,7 млрд тенге пожертвуют Галимжан Есенов и группа Jusan. По сообщению банка, эти деньги будут «перечислены казахстанцам, чье имущество пострадало от паводков». Если информация корректна, значит, власти намерены использовать взносы бизнеса не только на восстановительные работы, но и на прямые выплаты компенсаций гражданам.

Читайте также