Правительство Казахстана решило уйти от многолетней монополии доллара США при определении тарифа на «зеленую» электроэнергию
Проектом постановления правительства доллар США, указанный в действующей много лет формуле индексации тарифа на электроэнергию, выработанную возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), заменяется на любую другую иностранную валюту.
«Пункт 11-2 изложить в новой редакции: «11-2. При изменении обменного курса национальной валюты к конвертируемым валютам от 25% и выше по сравнению с предыдущим годом, фиксированные тарифы для проектов, имеющих кредитные обязательства в иностранной валюте, за исключением проектов солнечных электрических станций, использующих фотоэлектрические модули на основе казахстанского кремния (Kaz PV) суммарной мощностью 37 МВт для преобразования энергии солнечного излучения, индексируются один раз в год на 1 октября с учетом инфляции и изменения обменного курса национальной валюты к конвертируемым валютам по формуле», — говорится в проекте постановления, опубликованном министерством энергетики для публичного обсуждения.
Сама формула осталась прежней, однако доллар США в ней теперь заменяется на «валюту», то есть любую иностранную валюту. Курс тенге к иностранной валюте на 1 октября года проведения индексации будет также определяться по данным Национального банка, как и средний курс тенге к инвалюте, рассчитанный за 12 месяцев, предшествующих дате проведения индексации.
По предлагаемой новой формуле проиндексированная аукционная цена = аукционная цена с учетом ранее проведенной индексации (если такая проводилась) умножить на (1+0,7 умножить на инфляцию за 12 месяцев до 1 октября года проведения индексации минус 100% и разделить на 100% + 0,3 умножить на текущий курс тенге к инвалюте на 1 октября минус средний курс тенге к инвалюте за 12 месяцев до 1 октября / средний курс тенге к инвалюте за 12 месяцев до 1 октября).
Проект постановления будет публично обсуждаться до 15 мая. Постановление за подписью премьер-министра Олжаса Бектенова будет введено в действие по истечении 10 календарных дней после дня его первого официального опубликования.
В Минэнерго не уточняют в связи с чем потребовалось данное изменение, однако известно, что в последние годы в Казахстане заявлены к реализации крупные проекты ВИЭ с участием неамериканских компаний: из Европы, Китая, ОАЭ и Саудовской Аравии. Несмотря на то, что все они имеют собственные валюты, в том числе свободно конвертируемые, соглашения о реализации проектов прописаны в долларах США.
К примеру, тариф для ветряной электростанции компании Masdar (ОАЭ) мощностью 1 ГВт в Жамбылской области составит 4,49 американских цента за 1 кВтч, или 20,03 тенге по текущему курсу Национального банка на все 25 лет работы проекта на тот момент, сообщалось в межправительственном соглашении Казахстана и ОАЭ.
Для другой крупной ВЭС на 1 ГВт в Жамбылской области, где партнерами выступают французская Total Eren (60% в проекте), «КазМунайГаз» (20%) и «Самрук-Казына» (20%), тариф составит 3,99 американских центов или около 19 тенге на тот момент. Казахстан будет ежегодно платить в американской валюте по текущему курсу за все 3,6 млрд кВтч электроэнергии в течение всего периода работы станции. В конце прошлого года при обсуждении казахстанско-французского межправительственного соглашения в мажилисе парламента депутаты задавались вопросом почему французам предоставили такой высокий тариф без какого-либо конкурса по сравнению с 11,5 тенге за 1 кВтч на аукционных торгах по ветровым станциям в Казахстане в 2023 году, где участники торгов конкурируют между собой за право построить ВИЭ по наиболее низкому тарифу.
В свою очередь компания ACWA Power (Саудовская Аравия), «Самрук-Казына» и/или ее 100%-ная «дочка» создадут совместное предприятие, которое будет продавать всю выработанную созданным в Джунгарских воротах ветропарком на 1 ГВт электроэнергию компании «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» (принадлежит министерству энергетики) по 2,81 американских цента за 1 кВтч, или 12,55 тенге по курсу Нацбанка на тот момент.
Министр энергетики Алмасадам Саткалиев утвердил своим приказом в феврале планы по запуску до 2035 года ветровых электростанций (ВЭС) общей мощностью 9 ГВт.
Только по пяти крупным ВЭС дополнительная совокупная мощность составит 5 ГВт. В 2028 году компания Masdar планирует запустить ВЭС на 1 ГВт с системами накопления энергии. Total Energies построит ВЭС на 1 ГВт с системами накопления в 2028 году, AcwaPowerCompany возведет ВЭС на 1 ГВт с системами накопления энергии в 2028 году, HEVEL построит ВЭС и солнечную электростанцию на 1 ГВт с системами накопления энергии в 2028 году, CPIH – ВЭС на 1 ГВт с системами накопления энергии в 2028 году.
В качестве источника финансирования во всех пяти проектах указано инвестиционное соглашение. Обычно оно предусматривает заблаговременное установление будущего повышенного тарифа для потребителей по договоренности с властями.
Также к 2030 году в нескольких областях Казахстана планируется запустить еще восемь ВЭС меньшей мощности — от 200 до 1,1 тыс. МВт. По ним предусмотрены аукционные торги, в рамках которых потенциальные инвесторы соревнуются за возможность реализовать тот или иной проект, предлагая более низкие по сравнению с конкурентами тарифы. К примеру, на торгах в ноябре прошлого года при стартовой цене в 34,61 тенге за 1 кВтч солнечную электростанцию на 20 МВт взялись строить по цене 13,89 тенге за 1 кВтч.
В 2023 году доля ВИЭ в общем объеме произведенной электроэнергии составила чуть менее 6%. Казахстан ставит задачу по достижению доли ВИЭ к 2030 году до 15%, к 2050 году — до 50%.