В суде Астаны продолжаются прения по делу об убийстве Салтанат Нукеновой, в котором обвиняют экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева. Брат погибшей Айтбек Амангельды и его адвокат Жанна Уразбахова выступили в суде и указали на особую жестокость со стороны подсудимого.
Брат Нукеновой заявил, что всем наблюдающим за процессом наверняка «тяжело представить и понять, каким нужно быть человеком, чтобы совершить такое (убийство. – прим. ред.)».
«Для нас это немыслимый акт жестокости, для него это был обычный четверг. Девятое ноября для него – обычный день, в котором он видит себя как лучшего представителя человечества, а всех остальных – как инструменты служения ему и его целям. Именно поэтому вы не видите его слез, раскаяния, переживаний, боли. Только смех. Вот этот человек, который сидит в данный момент с закрытыми глазами», – сказал Амангельды.
После потерпевший указал на то, что Бишимбаев «относится к людям, как к рабам». Он выделил и отношение подсудимого к своим сотрудникам и персоналу.
«Он пытается представить себя перед вами праведником, мусульманином, чтущим традиции и каноны, но это не мешает ему, пьяному, унижать достоинство других, которых он считает ниже себя, недостойными, на матах разговаривать. Для него остальные – это рабы, которые должны служить ему, потому что он считает себя божественным созданием», – заявил Амангельды.
По словам брата погибшей, семья Нукеновой видела в Бишимбаеве «образованного, умного и интеллигентного парня». Он утверждает, что подсудимый «был другим человеком» и «жаловался на то, что прошел тяжелые испытания незаслуженно».
«Мы сделали ошибку — мы поверили ему. Не повторяйте нашей ошибки. Вы видели настоящее, лживое его лицо, как слетает его маска: например, на снятых им видео на телефон – это не тот он и не с таким голосом, как это было перед вами. Обратите внимание, как он меняется в лице, как он разговаривает с судом, как разговаривает со своими защитниками, которых он даже не уважает, как он меняется в лице, когда разговаривает с женщинами», – добавил Амангельды.
Он отметил, что «Бишимбаев убил Салтанат, потому что она не боготворила его» и что девушка «до последнего боролась за свою жизнь».
«В его руках была вся власть в своем заведении, у него не возникла мысль вызвать скорую, ему нужно было, чтобы она умерла, он даже пытался ускорить ее смерть и задушить ее. В этот день она хотела уйти от него, но не смогла, потому что он не отпустил ее. Она восемь часов боролась за жизнь. В агонии и боли лежала одна голая в темной комнате, но не сдавалась и старалась выжить. Она была борцом», – подытожил Айтбек Амангельды.
После потерпевшего с речью на прениях выступила адвокат, представляющий его интересы, – Жанна Уразбахова. Она заявила, что это дело «касается не только семьи Нукеновых, но и всех в Казахстане».
По словам адвоката, с начала года до 31 марта в Казахстане зарегистрировано 28 дел по убийствам женщин. Она отметила, что ежегодно в Казахстане умирает 400 женщин от рук близких людей.
«Дело Салтанат стало резонансным не потому, что подсудимый — бывший министр, а потому, что предел уже достигнут. Салтанат, 31-летняя, не смогла осуществить главную мечту — стать матерью. Бишимбаев украл ее мечту, он украл будущее не только у Салтанат и ее неродившихся детей, но и всей семьи», – сказала Уразбахова.
Адвокат отметила, что Бишимбаев признал вину в убийстве, но опроверг, что сделал это намеренно.
«Я хочу объяснить, что такое убийство по неосторожности: когда ты толкнул человека, и он упал, ударился о бордюр и умер, когда выбросил в окно унитаз, рояль, и они упали на голову».
Что мы увидели из видеофайлов и телефона, показаний свидетелей. Ранее представлялись другие видеофайлы, и они шокировали участников процесса, вы были свидетелями, как он наносит умышленно телесные повреждения», – заявила адвокат.
По ее словам, Бишимбаев неоднократно утверждал, что не наносил удары в жизненно важные органы, однако фотографии тела Нукеновой говорят об обратном.
«Если сличить фотографии с фототаблицей в морге, вы поймете, что все повреждения были нанесены в жизненно важные органы. Определенные не жизненно важные органы для меня не существуют», – сказала Уразбахова.
Адвокат призвала присяжных не верить словам Бишимбаева, так как он пытается ввести всех участников процесса в заблуждение. По ее словам, подсудимый «обладал полным контролем над ситуацией, так как находился на своей территории». Она отметила, что сотрудники гастроцентра и ресторана BAU при даче показаний подтвердили, что Бишимбаев является хозяином данных заведений.
Адвокат отметила, что именно по этой причине сотрудники «равнодушно наблюдали и слушали то, как подсудимый наносит побои Нукеновой».
Также Уразбахова отметила, что Бишимбаев и второй подсудимый – Бахытжан Байжанов, которого обвиняют в укрывательстве преступления, – пытались избавиться от тела Нукеновой, но им помешал ряд обстоятельств.
После она попросила присяжных и суд вспомнить о видеозаписях со дня смерти девушки, которые обнаружили в телефоне Бишимбаева. Уразбахова подчеркнула, что, просмотрев их заново, можно понять, как Бишимбаев «глумился и издевался над Нукеновой, заставляя ползать ее на коленях, отвечать на несуразные вопросы, как ему удобно».
«Ее уход навсегда разбил семью. Родители доверили ее мужу. Они надеялись на счастливую жизнь, но даже до первой годовщины она не дожила. Под защитой Бишимбаев понимает, что нужно вводить нас в заблуждение, что Салтанает отлетает от унитаза как футбольный мяч, отскочив от унитаза. Умышленно упасть на унитаз и получить такие раны невозможно», – подытожила Уразбахова.
Контекст. Экс-министра Бишимбаева обвиняют в убийстве Салтанат Нукеновой, которое произошло в ноябре 2023 года.
Бишимбаев признал причастность к смерти бывшей жены, однако отрицает жестокость и умышленность. Он принес извинения потерпевшей стороне и сообщил, что не рассчитывает на прощение.
На последующих заседаниях стороны заседания начали допрос второго подсудимого – брата Бишимбаева Бахытжана Байжанова. Он принес извинения семье погибшей и рассказал о том, что экс-министр неоднократно избивал Нукенову.
Двадцать четвертого апреля судья Кульбаева заявила, что процесс судебного следствия завершен и суд начинает прения. Подробнее об этом можно прочитать здесь.