Банкротство в моде. Как падают и поднимаются известные fashion-бренды

Опубликовано
Фото: Jeffrey Greenberg/Universal Images Group via Getty Images

Сеть магазинов повседневной одежды Esprit, в 2012 году входившая в топ-40 самых сильных розничных брендов Германии, на прошлой неделе подала заявление о банкротстве в суд Дюссельдорфа. Это вторая подобная процедура Esprit за последние четыре года (в 2020-м, во время пандемии, компания закрыла 100 магазинов и уволила около трети работников, заявив о своей неплатежеспособности). Сайт just-style.com пишет, цитируя сообщение Esprit, что в последние годы сеть пыталась справиться «с чрезвычайно высокими затратами, связанными с инфляцией, процентными ставками и ценами на энергоносители, последствиями пандемии коронавируса и международных конфликтов, которые ослабили финансовое положение дочерних компаний».

Фото: Shutterstock

Но есть и хорошие новости: как сообщил Reuters, ведутся переговоры о приобретении прав на бренд в Европе. Потенциальный инвестор намерен продолжить операционный бизнес.

Если это произойдет, Esprit пополнит список марок, которым удалось выжить, несмотря на банкротство. Рассказываем две показательные истории о том, как падали и поднимались бренды в fashion-индустрии.

Topshop

«Goodbye Topshop, hello Ikea» — написала в конце декабря 2021 года Evening Standard. Так закончилась история флагманского магазина британской марки на знаменитой Оксфорд-стрит, без которого до сих пор сложно представить эту лондонскую улицу. Больше похожий на молл, чем на магазин одного бренда (пять этажей, больше 200 примерочных, студия укладки волос и маникюра, даже кафе), и очень удачно расположенный рядом с метро, Topshop был одной из главных достопримечательностей Оксфорд-стрит — «рая» для шопоголиков.

Фото: Chrispictures/Shutterstock

Topshop занимал в этом «раю» (и во всех торговых центрах, где располагались его магазины) особенное место – «самого гламурного масс-маркет бренда». Впрочем, дело было не только в высоком градусе гламура: Topshop отличался от своих «коллег по сегменту». Спонсорство Лондонской недели моды, поддержка молодых дизайнеров, коллаборации с известными модельерами, и, наконец, совместная работа с иконой стиля, супермоделью Кейт Мосс (с 2007 года бренд начал выпускать отдельную линию одежды под ее именем) – все это обеспечило Topshop не только высокие продажи, но и такую же репутацию.

Первые трещины в этой репутации появились, когда Topshop начали обвинять в копировании моделей других известных брендов. Например, ситуация с платьем-комбинезоном из летней коллекции 2007 года: оно было до странности похоже на модель из круизной коллекции Chloe. Французский модный дом не оставил это сходство без внимания, и Topshop пришлось снять платья с продажи и выплатить штраф. «Легче было заплатить и закрыть эту тему, чем носить это всю жизнь с собой», — цитировали СМИ слова сэра Филипа Грина, главы Arcadia Group, куда входил Topshop.

Через 10 лет станет известно, что Филип Грин и без того многое «носит с собой»: в 2018 году его обвинили в сексуальных домогательствах и расизме, а потом и в финансовых махинациях. Это вылилось в пикеты около магазинов Topshop и бойкотирование бренда, а певица Бейонсе, у которой тоже была своя линия в Topshop – Ivy Park – расторгла контракт с маркой.

В 2019 году были закрыты 23 магазина Topshop.

В 2020 году, 30 ноября, Arcadia Group объявила о переходе под внешнюю администрацию. СМИ назвали это «самым большим банкротством в розничной торговле Великобритании с начала пандемии». Сообщалось, что внешнее управление бизнеса будет осуществлять Deloitte, которая, в свою очередь, заявила, что будет искать покупателей.

Покупателем Topshop, а также Topman, Miss Selfridge и HIIT brands (все – бренды Arcadia Group) стал британский онлайн-ритейлер Asos. Сумма сделки — $411 млн. Прогнозы о том, что Asos откажется от офлайн-магазинов, оправдались: сегодня в Instagram-аккаунте Topshop 12,4 млн подписчиков и одна-единственная ссылка — на онлайн-магазин на asos.com.

Sonia Rykiel

Коммерческий суд Парижа принял решение о немедленной ликвидации французского дома моды Sonia Rykiel, — сообщило в июле 2019 года агентство AFP. Незадолго до этого, в апреле, компания подала заявление о банкротстве и защите от кредиторов: у бренда была большая финансовая задолженность, по данным некоторых СМИ – около 30 млн евро. В течение трех месяцев после этого суд трижды продлевал срок, который дается компании на то, чтобы найти нового владельца, но при этом раз за разом отвергал кандидатуры потенциальных покупателей (среди них были известная компания-производитель нижнего белья Etam, экс-директор Дома Balmain Эммануэль Диемоза и др.). Все они показались парижскому суду недостаточно надежными финансово – в результате ни одна сделка не состоялась.

Фото: Getty Images

На тот момент у Sonia Rykiel было шесть магазинов во Франции и Монако, 134 сотрудника и… тысячи поклонников как самой марки, так и ее основательницы, символа «мятежного духа» протестующей Франции Сони Рикель. Говорят, что во время студенческих протестов 1968 года бастующие не тронули лишь одну витрину в парижском Сен-Жермен – ее магазина. Правда, Соне Рикель тогда все равно пришлось приостановить работу – но только бутика. Сама она за это время нашла дизайнерский прием, который во многом сделает ее знаменитой: броские революционные слоганы – их она потом напечатает на своих футболках и свитерах.

Кроме слоганов, характерными чертами бренда Sonia Rykiel стали швы наружу, и, конечно, знаменитая полоска. Это она создала poor boy sweater, «свитер бедного мальчика» — в одном из них появилась в 1963 году на обложке журнала Elle певица Франсуаза Арди. Это было наперекор главному правилу: обложка — только для вещей haute couture. Тот журнал вызвал небывалый ажиотаж, а Соня Рикель получила свою первую известность.

А потом ее очень быстро полюбили. За бунтарский характер, за непокорную рыжую челку, за театральность и эксцентричность, и прежде всего – за талант и безусловное понимание, «чего хочет женщина». Наверное, потому, что она сама этого хотела – свободы. «Мне хотелось все отменить, предать анафеме. К черту пуговицы, кайму, подкладки! – говорила Соня Рикель. — Если хочется, одежду можно вообще носить наизнанку… Это и есть свобода от диктата моды».

Ее называли «королевой трикотажа», а в лучшие годы в компании Sonia Rykiel работали 400 человек, а количество бутиков достигало 30. В 1998 году Соня Рикель дала интервью известной британской журналистке, модному критику Менкес, которое цитируют до сих пор. «Я написала историю женщин мира, — сказала дизайнер. — Мы все имеем те же потребности и желания, требования в работе и семейной жизни. Видение женщины Соней Рикель? У нее всегда висит сумка на плечах, поэтому она может идти вперед — даже с детьми в обеих руках».

Соня Рикель ушла из жизни в августе 2016 года – к этому моменту ее модным домом уже владел гонконгский Fung Heritage Brands (им руководил предприниматель из Франции Жан-Марк Лубье). Несмотря на финансовые вливания в размере $200 млн, дела у марки шли все хуже. В марте 2019 года из Sonia Rykiel ушла главный дизайнер Жюли де Лебран, через месяц компания подала на банкротство, а в июле Парижский суд (см.выше) принял решение о ликвидации Sonia Rykiel. Объявление об этом стало не только личной трагедией для многих сотрудников Дома (о чем тогда писали медиа), но и тревожным знаком для некоторых игроков модного рынка. И здесь требуется уточнение: игроков-одиночек. Sonia Rykiel был одним из немногих брендов, кто не принадлежал одному из люксовых конгломератов – LVMH или Kering. Символ «мятежного духа» до конца оставалась бунтаркой.

К счастью, на этом история Sonia Rykiel не закончилась. В декабре 2019 года, без малого через полгода после объявления о закрытии модного дома, парижский суд разрешил продажу активов марки. Как и в случае с британским Topshop, покупателем стал онлайн-ритейлер (тенденция!), один из крупнейших в Европе – Showroomprive. Новые владельцы Дома, Эрик и Мишель Даяны сообщили, что «флагман французского наследия» вернется на рынок в 2020 году.

«Новое приключение для марки и двоих предпринимателей» — прокомментировало AFP. Результаты этого «приключения» можно увидеть сегодня на официальном сайте Sonia Rykiel. Тонкий трикотаж, знаменитая полоска, комортный крой… да, и надпись на сумке: «Rykiel Forever».

Список модных брендов и компаний, в разное время объявлявших о своем банкротстве, достаточно длинный: BCBG MAX AZRIA GROUP (США), Christian Lacroix (Франция), Michael Kors (СШП), British Home Stores (BHS, Великобритания), Nasty Gal (США), Escada (Германия), Calvin Klein (США), Kira Plastinina (Россия), American Apparel (США) и другие. Кому-то из них удалось вернуться в моду, а какие-то можно сегодня увидеть только в магазинах и на развалах second-hand, где знакомые ярлычки напоминают «винтажным шопоголикам»: банкротство сегодня в моде.

Читайте также