Майский указ президента РФ Владимира Путина, по которому российские компании могут подавать в суды РФ заявления о компенсации изъятых на Западе активов из принадлежащего западным компаниям российского имущества, не повлияет на работу «Каспийского Трубопроводного Консорциума» (КТК), считает генеральный директор ассоциации KAZENERGY Алибек Куантыров, возглавлявший до апреля Министерство национальной экономики РК.
«Я не думаю, что для КТК это будет проблемой. В таком санкционном режиме регион и отдельные страны живут уже 2,5 года, и КТК это не затронуло. КТК вне санкций. В принципе, статус-кво здесь будет сохраняться. Если какие-то и будут риски, я думаю, это все будет обсуждаемо. Потому что непосредственно акционерами КТК является ряд компаний, и это интересы и Казахстана, и России, Европы и США. Я думаю, этот вопрос не будет сильно влиять на работу КТК», – сказал он «Курсиву».
На прошлой неделе Путин издал указ, позволяющий использовать американское имущество в РФ для компенсации ущерба. Речь идет о находящемся на территории РФ движимом и недвижимом имуществе США, американских компаний и граждан, а также принадлежащих им ценных бумагах, долях в уставных капиталах российских компаний и других имущественных правах США и американцев в России.
Согласно указу, российский обладатель прав на имущество в лице государства или центрального банка в случае конфискации этого имущества в США вправе подать в суд заявление с просьбой установить факт «необоснованного лишения его прав на имущество» в США. В случае если суд соглашается с заявлением, он запрашивает у правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями список имущества США в России.
Правительственная комиссия выявляет имущество США, которое с учетом принципа соразмерности может быть использовано в целях компенсации ущерба. По решению российского суда будет устанавливаться факт необоснованного лишения российского правообладателя прав на имущество и о компенсации ущерба. Данным решением, в частности, предусматривается прекращение прав на имущество США или физического или юридического лица США, включенное в перечень, и последующая передача этих прав российскому правообладателю в целях компенсации ущерба.
Вслед за полномасштабным вторжением РФ в Украину в феврале 2022 года, по оценке Минфина России, страны Запада заморозили активы российского ЦБ примерно на $300 млрд. Более двух третей из них находится в бельгийской Euroclear.
Минюст США заявлял об аресте активов российских бизнесменов на $500 млн, однако не раскрывал общий объем арестованных на территории США российских госактивов. По данным конгресса США, у американских финансовых институтов хранится $4–5 млрд активов российского Центробанка.
Президент США Джо Байден подписал в апреле закон REPO Act, который позволяет конфисковать суверенные активы России, находящиеся под юрисдикцией США (включая активы ЦБ РФ), полностью или частично. При этом такое решение не подлежит судебному рассмотрению, за исключением случаев предполагаемого лишения прав, гарантированных Конституцией США.
Кроме того, глава KAZENERGY прокомментировал возможность обмена замороженных на Западе российских резервов на доли иностранных компаний в крупных нефтегазовых проектах Казахстана.
«Впервые об этом слышу, если честно. Какой-то сложный вопрос. У нас инвесторы работают согласно контрактам. Вряд ли что-то здесь можно обменивать. Юридически все уже закреплено, поэтому сомневаюсь», – сказал Куантыров.
Иностранным акционерам проектов по разработке крупнейших нефтегазовых месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак необходимо предложить обменять их доли на замороженные странами Запада российские активы. С такой инициативой выступил в марте альянс предпринимателей «Парасат», подготовив соответствующее обращение нефтегазовому совету при президенте Касым-Жомарте Токаеве.
Авторы считают пересмотр контрактов с собственниками трех месторождений в сторону улучшения условий «крайне необходимым» и указывают, что это должно произойти в ближайшие годы. Вырученные средства можно будет направить на реализацию запланированных программ и реформ.
«Они есть у России, точнее те $300 млрд, которые Запад заморозил на своих счетах. Разморозят их, судя по ужесточению санкций, нескоро (еще и хотят передать замороженные ЗВР Украине). Предложение простое: Россия могла бы выкупить доли иностранных компаний в Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане за счет этих средств», – говорилось в проекте обращения.
В документе отмечалось, что контракт по Тенгизу истекает в 2033 году, по Карачаганаку – в 2038 году, по Кашагану – в 2041 году. Соответствующий переговорный процесс Казахстана по улучшению условий для республики с иностранными партнерами может затянуться на долгие годы, полагали разработчики, а денег на выкуп долей у правительства страны нет.
По мнению разработчиков, Россия при согласии иностранных нефтегазовых компаний конвертировала бы замороженные средства в реальные активы, генерирующие стабильные доходы, западные компании получили бы деньги за свои доли, а Казахстан смог бы улучшить условия по этим контрактам.
Новые акционеры, полагали они, могли бы гарантировать в течение ближайших пяти лет поставки нефти в европейском направлении. При этом за 2025–2030 годы можно детально рассмотреть варианты перенаправления этих объемов в сторону Китая либо через Иран на Персидский залив.
Кроме того, в обращении отмечалось, что за счет размороженных российских средств возможно договориться о подписном бонусе в $15 млрд, на которые построить первую в Казахстане атомную электростанцию в сотрудничестве с российским «Росатомом». Однако позднее в ассоциации не сообщали о получении какого-либо ответа от властей.