Сегодня в Казахстане функционирует 6,3 тыс. предприятий с госучастием, которые имеют долги на 20 трлн тенге. Об этом рассказал первый заместитель председателя АЗРК Рустам Ахметов во время брифинга в СЦК.
«На сегодняшний день доля участия государства в производстве товаров достигает 55%, доля государства в сфере услуг – 44%. Функционирует более 6,3 тыс. субъектов рынка с госучастием. Наблюдается присутствие государства как минимум в 20 секторах из 30 секторов экономики», – отметил Ахметов.
Он добавил, что высокий уровень госучастия подчеркивают и международные институты. Так, по показателю частной собственности Казахстан занимает середину рейтинга среди стран ЕврАзЭс и Восточной Европы.
«При этом показатели эффективности управления следующие: 20 трлн тенге – долговые обязательства, износ основного оборудования – 50%, объектов энергетики и газотранспортной инфраструктуры – 70%», – заявил спикер.
Он заметил, что в Казахстане были две волны приватизации, которые проходили в четыре этапа. Власти столкнулись с рядом проблем при их реализации – это низкий уровень подготовки, недооценка активов и инвестиционные риски.
«В принципе, наблюдается неплохой процент реализации текущего комплексного плана приватизации – 67%. Однако есть проблемы, связанные, во-первых, с отсутствием целей и задач государственного участия. Все проблемы с отбором активов объяснены тем, что мы до сих пор не понимали, где государство должно присутствовать как предприниматель», – считает представитель АЗРК.
Вторая проблема, по его словам, заключается в «остаточном принципе приватизации», когда к продаже предлагались предприятия, которые были не интересны государству, и соответственно, они не были интересны также инвесторам.
Третья проблема – это то, что государство пыталось продать частным инвесторам предприятия, но не создавало благоприятные условия для их функционирования.
«Жесткая избыточная регуляторная политика не позволяла этим предприятиям, которые мы предлагали на приватизацию, успешно функционировать, соответственно, бизнес не проявлял к ним интереса», – отметил Ахметов.
В итоге, по словам Ахметова, государство продавало инвесторам коммерчески неориентированные или убыточные активы, предприятия, осуществляющие социальные услуги или которые работали на госзаказах. Они были непривлекательны для инвесторов и несли для них высокие риски.
В качестве примера такого актива Ахметов привел Qazaq Air, который был продан вьетнамскому холдингу SOVICO Group «только благодаря главе государства».