Истории

II-ой Бишкекский кинофестиваль: какие фестивальные тренды используют кыргызы

II-ой Бишкекский кинофестиваль

Сегодня в столице Кыргызстана завершает свою работу II-ой международный Бишкекский кинофестиваль, который проходил с 11 по 15 июня. Кинообозревательница «Курсива» побывала на этом мероприятии в качестве гостя и оценила его потенциал. Спойлер — амбиции у кыргызов серьезные. Подробнее в материале.

В силу многих обстоятельств Казахстан в Центральной Азии всегда был лидером не только по участию наших кинематографистов в фестивалях международного уровня, но и по части организации кинофестивалей. Были времена когда у нас было по 5-6 фестивалей в год. Однако сейчас в стране мы наблюдаем спад фестивального движения — говорят, что в этом году не будет ни ежегодного кинофестиваля «Евразия», ни «Звезд Шакена», ни даже Almaty Film Festival (пока обещают только «Бастау» и «Байконур», который делается по частной инициативе). Зато у наших ближайших соседей все наооборот — одной из новых точек фестивального притяжения стал Бишкекский кинофестиваль. В этом мероприятии приняли около двухсот гостей из 26 стран мира. Отрадно, что Казахстан здесь представлен максимально объемно — в ивенте участвуют около десятка наших режиссеров и продюсеров (особенно их много в секции питчинга), а также 5 кинокритиков, входящих в Ассоциацию кинокритиков Казахстана.

Поскольку мероприятие проводится только второй раз ему есть еще куда расти, однако уже сейчас заметен потенциал фестиваля. «Курсив» расскажет, как кыргызы использовали всеобщий тренд на женское кино.

Бишкекский кинофестиваль: чем он отличается от других

Сегодня вечером II-ой международный Бишкекский кинофестиваль объявит своих победителей в международном и центрально-азиатском конкурсах, а также наградит участников питчинга — проекта по поддержке потенциально успешных кинопроектов, которые могут получить финансирование, например, от западных фондов. Отличительная особенность кинофестиваля в Бишкеке в том, что у него есть хороший призовой фонд — это 3 млн сомов (более 15 млн тенге). Указанную сумму разделят между всеми победителями, в каждом из конкурсов будет по 4 призера. У победителей питчинга тоже есть денежный приз — 300 тыс сомов (1,5 млн тенге). Кроме того, участники могут получить поддержку непосредственно от тех продюсеров, которых выступают на мероприятии в качестве экспертов и могут стать инвесторами и сопродюсерами новых работ.

Организаторы отмечают, что у них есть амбиции стать центрально-азиатской площадкой для киновстреч, в этом году в их конкурсной программе даже нет национального конкурса как во всех других странах, вместо него они предпочли сделать один общий конкурс для фильмов из всех стран Центральной Азии. На этот раз там приняли участие 11 картин из Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Нашу страну на фестивале представляют целых три ленты. Так, драму «Маленький самурай» пригласили в международный конкурс. Поскольку это японско-казахский копродукт, над которым работали два режиссера из разных стран: казахстанскую сторону представил Ерлан Нурмухамбетов («Ореховое дерево», «Конокрады. Дороги времени»), а японскую — соответственно японец Сано Синдзю ( в 90-е он продюсировал фильмы режиссеров «новой казахской волны»). У истории японского мальчика, который во время Второй мировой войны оказался в Казахстане, был арестован и оказался в плену у СССР (фильм основан на реальных событиях) довольно большие шансы получить главный приз. Всего в этой секции участвуют 8 фильмов.

А вот картина Шарипы Уразбаевой «Тұл» и дебютная лента «Бауырына салу» Асхата Кучинчирекова, о которых «Курсив» подробно уже рассказывал, участвуют в центрально-азиатском конкурсе и являются ее сильнейшим участниками. Напоминаем, что картина Кучинчирекова посвящается травматичной казахской традиции отдавать одного из детей своим пожилым родителям, растя у бабушки с дедушки они теряют связь с собственными родителями. Как оказалось, у очень близких нам кыргызов есть аналогичная традиция только называется она «Бала асыроо», под таким названием картина и числится в официальной программе.

II-ой Бишкекский кинофестиваль

Всего в программе фестиваля – более 30 фильмов, кроме того было проведено, как минимум, 6 мастер-классов и несколько профессиональных продюсерских сессий, где обсуждались необходимые для молодых кинематографистов вопросы.

Дорожка цвета неба: как прошло открытие Бишкекского кинофестиваля

Церемония открытия состоялась 11 июня 2024 года перед зданием Кыргызской Государственной Филармонии им. Т. Сатылганова. Вместо традиционной красной дорожки была постелена синяя или как называют ее сами организаторы «небесная ковровая дорожка». Смотрелось, как минимум, необычно. Оформление сцены, где проходило само мероприятие выглядело очень современным и продуманным с точки зрения дизайна — для этого были использованы LEDы и специальная графика. Наверное, подобное несложно внедрить и в Казахстане.

В этом году Бишкекский кинофестиваль приурочен к важному событию — 100-летию образования Кара-Кыргызской автономной области, поэтому для гостей фестиваля был показан небольшой фильм — экскурс в историю Кыргызстана с использованием архивной хроники, а особое место в программе занял ретроспективный показ фильмов, в которых этот исторический момент учтен.

Мероприятие было организовано при поддержке Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики КР и мэрии Бишкека и, видимо, поэтому в официальной церемонии участвовали лишь чиновники. Если у нас на сцене обычно директорат фестиваля, известные актеры и представители киноиндустрии, то у них госаппарат, к слову, довольно молодой. Церемония прошла достаточно быстро и лаконично, фильм открытия, как это обычно бывает на всех фестивалях, не показывали.

Освобожденная женщина Востока: как Бишекский кинофестиваль осмысляет женскую тему

Удивительная вещь — на кинофестивале в Кыргызстане участвует около 30 картин, определена основная тема (Кара-Кыргызская автономная область), приглашены международные участники с самыми разными работами, но почти во всех них красной нитью идет судьба женщины. Это и «Похищение невесты» Мирлана Абдыкалыкова (это современный кыргызский фильм о «традиции» воровать девушек для замужества); это и драма из Иордании «Иншалла, мальчик» (она о женщине, чья жизнь и благополучие буквально зависит от того сможет ли она родить сына); это и кыргызская лента «Подарок» Дальмиры Тилепберген (лента о дочке чабана, которая хочет стать мальчиком). Историю взросления девочки предлагает и наша Шарипа Уразбаева — в своей картине «Тул», а режиссер из Узбекистана Акбар Бектурдиев приехал с работой «Узбечка», она о снайперше времен Великой Отечественной Войны.

Интересно, что этот фокус прослеживается во всей программе, причем, неважно это конкурсная ли это картина или ретроспектива. Сконцентрируемся на последней программе, ведь о большинстве картин кыргызского конкурса «Курсив» уже писал в различных материалах.

«Трудная переправа» Мелиса Убукеева, 1964 г.

Известный кыргызский режиссер Мелис Айткулович Убукеев был одним из основоположников кинематографа Кыргызстана, вместе с Толомушом Океевым и Болотом Шамшиевым, их троих даже называли в советское время «кыргызским чудом». Убукеев был одним из первых профессиональных режиссеров в республике, кто окончил режиссерский факультет ВГИКа и учился у самого Сергея Герасимова.

«Трудная переправа» (у картины есть и другое название «Белые горы») — это история любви двух молодых кыргызов — Мукаша и Уулджан. Действие картины происходит в 1918 году, как раз спустя 2 года после главной травмы кыргызского народа — антиколониального восстания 1916 года, когда кыргызы взбунтовались против политики царской России в Центральной Азии. Тогда Российская империя пыталась мобилизовать жителей своих азиатских окраин на участие в Первой мировой, но когда местные стали протестовать, восстание было жестоко подавлено, а большинство участников бунта казнили. Тогда начался массовый побег в соседние страны вроде Китая. Эти трагические события кыргызы называют словом «Уркун». Катастрофа, разумеется, затронула и большое количество казахов, но рефлексии на эту тему в нашей истории не так много, ведь наша главная травма сегодня — это голодомор 30-х годов.

По сюжету молодой кыргыз по имени Мукаш, мечтающий об образовании, влюбляется в юную Уулджан, но та продана богатому старику. Рискуя своей собственной жизнью, он спасает девушку и, в итоге, погибает сам. Его жертва не напрасна — перед Уулджан, которая ушла от преследователей через полноводную реку на быстром скакуне, открылись новые перспективы. Теперь девушка свободна, она может учиться, получать образование, работать и уже стала гражданкой со всеми базовыми правами.

Сюжет в «Трудной переправе» вроде бы достаточно простой (это была дебютная работа Убукеева), однако работа очень смелая — выпустить такое в советское время, наверное, было не так-то просто, ведь здесь так или иначе затрагиваются события 1916 года и соотвествующий геноцид кыргызского народа. Тем более, одна из героинь — это ослепшая от горя мать, которая потеряла и сына, и мужа, и вообще всех своих мужчин и теперь в их юрте уже не оказалось ни одного представителя мужского пола, которого можно привлечь к рытью могил… Автору повезло с тем, что советская власть сама осуждала Российскую империю и все враги в фильме были, разумеется, из числа белых и местных богачей. По сюжету это они устроили геноцид и сотни тысяч смертей.

«Трудная переправа» — это невероятно поэтичная, драматичная история, которая во многом определила будущий стиль кыргызского кино.

«Первый учитель», Андрей Михалков-Кончаловский, 1965 г.

Спустя год после «Трудной переправы» дебютировал со своей картиной еще один выпускник ВГИКа Андрей Михалков-Кончаловский, экранизировавший повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель». Тогда у молодого российского режиссера снялись знаменитый кыргызский актер Болот Бейшеналиев и юная казахская актриса Наталья Аринбасарова. И там вновь поднимается тема женских прав и насильственной выдачи замуж бедной девушки. Но, как помнят этот фильм любители советского кино, это была лишь одна из сюжетных линий. Напоминаем, главный герой — бывший красноармеец, молодой горячий учитель Дюйшен, который возвращается в родной аил, чтобы построить школу для детей.

1tv.com

Одна из его учениц — юная красавица Алтынай, которую родственники решили отдать за бая. «Жених» хоть и не старый человек, но ей совсем неприятен, ведь она будет у него лишь второй женой. Девушке намного милее революционер Дюйшен, пусть даже у него и резкий характер и идеологизированные мозги. К примеру, он может довести до слез детей, если услышит, что один из них спросит — смертен ли Владимир Ильич Ленин?

Знаменитая сцена на водопаде, когда Дюйшен после того как спасает девушку от губительного брака и увозит с собой, до сих пор смотрится потрясающе. «Ты освобожденная женщина Востока!» — кричит он ей. Сцена, где слегка показана нагота героини сегодня кажется такой романтичной, а в 60-е это был грандиозный скандал, который, впрочем, не помешал молодой актрисе получить Кубок Вольпи за лучшую женскую роль на 27-м Венецианском международном кинофестивале.

Как выразился модератор этой программы, кыргызский киновед Султан Усувалиев, «Первый учитель» был фильмом из категории «кино высокой температуры». Таким оно остается и сейчас, не смотря на то, что прошло уже почти 60 лет. Только в 2024 году картина смотрится уже иначе, есть даже те кто видит не историю победы советского образования, а образец типичной агитки тех лет.

Так или иначе, но «Первый учитель» Андрея Кончаловского — исключительно красивая и дерзкая для своего времени картина, снятая потрясающим оператором Григорием Рербергом, который позже снимет «Зеркало» Андрея Тарковского.

«Легенды вечных снегов» Алексея Романова, 2024 г.

Внимание! В тексте есть небольшие спойлеры!

Интересно, как зарифмовался с выше озвученными лентами новый фильм из Якутии «Легенды вечных снегов», спродюсированный якутской продюсеркой Сарданой Саввиной. На Бишкекском кинофестивале у них прошла мировая премьера картины.

Режиссер проекта — Алексей Романов, один из основоположников современного якутского кино и один из первых профессиональных режиссеров этого региона (он тоже учился во ВГИКе, как и Убукеев, и тоже у Герасимова). Он решил рассказать свою историю невесты, которую продали богатому старику. Во всяком случае, с этого начинаются все события в его новом фильме.

Одним зимним днем красивую, совсем юную девушку — представительницу малочисленного народа под названием эвены (не путать с эвенками) продают богачу замуж. Красавицу наряжают в потрясающий красоты свадебный наряд, облачают в роскошную белую песцовую шубу и без лишних разговоров и особых сантиментов увозят из родного дома. Сопровождают девушку несколько крепких мужчин и хотя она делает несколько попыток убежать, ее несколько раз настигают и возвращают обратно. Вскоре попутчики начинают замечать что с невестой происходит что-то странное, в нее будто кто-то вселяется, она ходит во сне, говорит что-то непонятное и пугающее и будто кого-то зовет по имени.

Через некоторое время обнаруживается и причина: такое поведение это проделки злого духа — женщины-призрака, которую зовут Мааппа ( в русской транскрипции Марфа). Это девушка, которая живет в хижине где-то посреди глухой тайги и заманивает к себе одиноких путников. Когда у мужчин, оказавшихся у нее в гостях вспыхивают чувства к гостеприимной хозяйке, она признается, что давно мертва — ее кости не погребены, она страдает и не может найти покой. С каждого своего гостя женщина берет обещание, что они проводят ее на тот свет как полагается.

Но как истории этих двух женщин взаимосвязаны? Что их объединят кроме того, что обе они несчастные невесты, одна не хочет замуж не по любви, а другая вообще не может это сделать, потому что ее давно нет в живых. Внимание, спойлер — оказывается, среди мужчин, сопровождающих юную эвенскую девушку, есть жених Мааппы. Когда-то он пообещал ее любить, но оказался трусом и сбежал от нее, но она снова его нашла и заманила в свои сети, пусть и спустя годы.

У Алексея Романова есть небольшая короткометражная работа (20 минут), которую он снял в 1986 году, это была одна из первых его лент и называлась она «Мааппа». Она рассказывала знаменитую и очень популярную якутскую легенду о Мааппе, которую зафиксировал якутский прозаик Николай Максимович Заболцкий. Работа была простой, но очень важной для кино Якутии.

Спустя почти 40 лет Романов наконец реализовал свою мечту — снял сиквел этой истории. Получилось очень эффектно — красиво, с погружением в этнографические детали и особенности уникальной природы Якутии. Так, в картине герои попадают в снежную пургу потрясающей красоты, идут по глубоким снегам (там он выше пояса) и наблюдают различные обряды саха.

Режиссер предпочитает работать в плоскости мифологии, но если бы лента шире раскрыла женский вопрос с современной точки зрения, то эта картина могла бы стать такой же знаковой для якутского кино, какой стала его первая «Мааппа». Впрочем, как сказала на показе продюсерка Сардана Саввина, современный контекст здесь есть, ведь героиня это не покорная и покладистая женщина, как это могло было быть несколько десятков лет назад, это яркая девушка, которая активно борется за свое счастье. К тому же писать сценарий помогала молодая якутская режиссерка Любовь Борисова («Не хороните меня без Ивана»).

«Подарок» Дальмиры Тилепберген — кино на очень актуальную тему, рассказанное в советской эстетике

Внимание! В тексте есть спойлеры!

Эта картина участвует в центрально-азиатском конкурсе. Героиня Дальмиры Тилепберген — это юная дочь чабана, которая обожает своего отца и старается во всем быть на него похожей. Она носит короткую мальчишечью прическу, пацанячью одежду и на зависть мальчишкам ставит рекорды в лянге (забава аульских детей 80-х). Вместе с папой она ездит на охоту, строит с ним секретные ракеты, которые исполняют желания, а когда он отлучается — дразнит своих сестренок, которые типичные девчонки. У нее их четыре, у всех довольно обидные имена, которые подчеркивают, что девочку в этой семье явно не ждали, к примеру, самую старшую зовут Сандажок, в буквальном переводе это значит «не считается». Мол, настоящий счет начнем с первого мальчика. Девочки комплексуют, а их токсичному отцу хоть бы хны.

Супруга чабана в очередной, шестой раз беременна и до ужаса боится, что муж ее бросит, ведь ходят слухи, что он готов это сделать и родить долгожданного сына, наследника в другой семье. Когда главная героиня узнает об этом, она изо всех сил старается стать мальчиком, только ничего у нее, разумеется, не выходит. Когда отец так обидит ее, сказав, что она всего лишь девочка и никогда сыном ей не стать, она в ярости кричит ему: «чтобы ты умер!». Вскоре ее желание исполняется…

Режиссерка берет очень горячую тему, но почему-то переносит историю в патриархальные 80-е. В те времена, когда слово отца было непререкаемым законом, даже если он говорил максимально неоднозначные вещи вроде того, что мальчик лучше и желаннее девочки. Если взять атмосферу этой картины, то к ней вопросов нет — советская эстетика здесь работает как надо и у старшего поколения может вызвать ностальгию по молодости. Тогда еще на чабанские стоянки возили индийское кино, продукты и вещи первой необходимости, а чуть ли не у самой вершины можно было встретить типично советскую надпись: «мир, труд, май».

Однако, содержание картины выглядит сегодня довольно старомодно, ощущение, что картину сняли в 80-е и она долго где-то лежала в архивах, как слепок той суровой эпохи. С другой стороны, есть в этом своя безупречная логика — режиссерка показывает истоки центрально-азиатской мизогинии и традиции особого почитания мальчиков и не самого уважительного отношения к девочкам.

В картине потрясающая актерская работа юной Жаннат Куручбековой и много красоты — сочных кыргызских джайляу, тучных стад из горных яков (оказывается, их выращивают в Кыргызстане) и аульской пасторали, где целыми днями можно носиться беззаботно по лукам и горным рекам…

И завершим мы наш материал своими впечатлениями от прошедшего в Бишкеке питчинга.

Самый многообещающий проект на бишкекском питчинге: история таджикского мастера столярных дел

Победителем питчинга стала режиссер из Таджикистана. Это совместный таджикско-казахский проект, где продюсером от Казахстана выступает Ерлан Ибрагим («Барыс Медиа»), а от Таджикистана – компания «Мактуб Фильм продакшн» и сам автор сценария и режиссер Искандар Усмонов. Его проект называется «Колыбель. Возвращение».

История совершенно уникальная (создана по мотивам реальной): мастер из Таджикистана всю жизнь занимавшийся изготовлением традиционных таджикских деревянных колыбелей — гахвора (они выглядят как наши бесики), уехал в Россию на заработки. Но устроиться там столяром приезжему человеку не так-то просто, в результате чего судьба его заносит в цех при одном городском кладбище, где он стал делать гробы. Когда началась война в Украине, количество работы увеличилось в разы и он просто не успевал с этим справляться. Его мечтой стало вернуться на родину и вновь делать колыбельки для малышей. Когда же герой наконец решает уехать, денег на обратный путь у него не оказывается, в итоге он решает дойти до дома пешком. Чтобы попасть на родину, ему приходится идти через все страны Центральной Азии.

Как рассказывал сам автор проекта на питчинге, это реальная история жизни одного его знакомого из Канибадама. Тот работал гастарбайтером в России, а вернулся пешком — шел аж с самого Саратова. Правда, когда он был почти у цели и подошел узбекско-таджикской границе, он подорвался на мине, после чего был еще и привлечен к уголовной ответственности за незаконный переход границ. Это реальная часть истории, самое же интересное, например, профессия столяра — это авторская фантазия Усмонова.

Результаты Бишкекского кинофестиваля станут известны сегодня вечером.