Казахстанские банки хотят признавать потерпевшими по уголовным делам о мошенничестве при незаконно оформленных кредитах. Об этом в ответе на запрос депутатов мажилиса о мошенничестве в сфере банковской деятельности рассказал генпрокурор Берик Асылов.
«Эта мера значительно снизит закредитованность населения и в целом
позволят укрепить техническую безопасность банков», — считает глава надзорного ведомства.
Депутаты мажилиса привели статистику Нацбанка, согласно которой объем займов в банковском секторе с просрочкой выше 90 дней вырос на 75,6% (с 353 млрд до 622 млрд) с начала 2022 года по 1 марта 2024-го. Они отмечают, что ситуация обусловлена не только неэффективностью работы финансовых институтов и коллекторских агентств, но и ростом преступлений, в том числе связанных с кредитным мошенничеством. Мажилисмены также обратили внимание, что действующим законодательством не определено значение термина «киберпреступление» и виды преступлений, относимых к нему. В частности, они предлагают считать киберпреступлением оформление кредитов мошенниками через банковские приложения.
По словам мажилисменов, сейчас АРРФР и правоохранительные органы «фактически самоустранились от текущих проблемных вопросов в части поиска и привлечения к уголовной ответственности мошенников». Банки, в свою очередь, сохраняют за пострадавшими долговые обязательства, добавили депутаты. Они также предложили МВД совместно с АРРФР рассмотреть вопрос о признании финансового института потерпевшей стороной наравне с физлицом.
Берик Асылов отметил, что в мае был проведен координационный совет, где рассматривали эффективность и полноту принимаемых мер по профилактике мошенничеств, а также качество досудебного расследования по уголовным делам данной категории.
«Были поддержаны предложения относительно признания банков второго уровня потерпевшими по уголовным делам данной категории. Этот институт положительно применяется в развитых странах Европы и Северной Америки (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Норвегия и других). Их правовая система обеспечивает защиту клиентов финансовых организаций и требует от них внедрения механизмов для предотвращения мошенничеств и компенсации убытков», – пояснил он.
Генпрокурор также говорит о планах блокировки доступа к деньгам по заявлениям клиентов в случае выявления признаков мошенничества. Также ответивший на запрос депутатов глава Нацбанка Тимур Сулейменов считает, что такой механизм уже законодательно сформирован в части создания Антифрод-центра, запуск которого ожидается в ближайшее время. Также Казахстан получил приглашение Совета Европы о присоединении к Будапештской конвенции о компьютерных преступлениях.
Асылов добавил, что мошенники незаконно используют неконтролируемые СИП-телефонию (способ голосовой связи через интернет) и устройства SIM-бокс (агрегация SIM-карт в одном месте), беспрепятственно приобретают казахстанские абонентские номера и персональные данные граждан. В этой связи Генпрокуратура рассматривает способы усиления международного сотрудничества, цифровой безопасности и лицензирования доступа к интернету, а также ужесточения ответственности за интернет-мошенничество и утечку персональных данных.
Асылов признал, что основными причинами низкой раскрываемости являются трансграничность интернет-мошенничества (аферисты действуют из соседних государств) и отсутствие ответственности дропперов (посредник между мошенником и жертвой); постоянное совершенствование схем и способов мошенничеств, в том числе с использованием ИИ; несовершенство законодательства.
Премьер-министр Олжас Бектенов в ответе на тот же депутатский запрос заявил, что АРРФР и Минцифры прорабатывают вопрос определения номеров, зарегистрированных за финансовыми институтами и коллекторскими агентствами (в мае регулятор внес соответствующие списки номеров телефонов в министерство). Кроме того, АРРФР предлагает в случае вступления в законную силу решения суда прекращать требования финансовой организации к клиенту и возмещать ему ущерб. В структуре МВД могут создать самостоятельное подразделение по борьбе с киберпреступностью.
Генпрокурор также отметил, что в этом году было заблокировано более 49 млн звонков, в том числе с подменных номеров. Всего в 2024-м по фактам интернет-мошенничества зарегистрировано более 8 тыс. уголовных дел, из которых 50% связаны с оформлением кредитов.