Рост тарифов «КазТрансОйла» («дочка» «КазМунайГаза») на транспортировку нефти внутри Казахстана будет происходить меньшими темпами, чем официальный уровень инфляции, полагают в международном рейтинговом агентстве Fitch Ratings.
«Внутренние тарифы («КазТрансОйла». – «Курсив»), устанавливаемые регулирующими органами, остаются намного ниже, чем тарифы на экспорт, и пересматриваются на разовой основе, что снижает прозрачность доходов КТО. Мы предполагаем, что внутренние тарифы будут расти темпами ниже инфляции, и ожидаем, что показатель EBITDA (прибыль до выплаты налогов, процентов и амортизации. – «Курсив») КТО в целом будет соответствовать уровню 2022-2023 годов. Прибыль должна поддерживаться за счет экспортных тарифов и транзитных тарифов, выраженных в долларах США», – говорится в сообщении агентства, которым подтвержден долгосрочный рейтинг дефолта эмитента на уровне ВВВ со стабильным прогнозом.
Национальный банк прогнозирует инфляцию в 2024 году на уровне 7,5–9,5%, в 2025 году – 5,5–7,5%, в 2026 году – 5%. По итогам мая годовая инфляция замедлилась до 8,5% с 8,7% в апреле. КТО повышает с 1 июля тариф на перекачку нефти на внутренний рынок до 4 851,87 тенге за тонну на 1 тыс. км без НДС, что всего на 2,87 тенге выше действующего тарифа. Существующий тариф был утвержден в июне 2023 года – он начал действовать с 1 июля прошлого года.
Тарифы КТО зависят от меняющейся нормативно-правовой базы в Казахстане, что делает доходы внутреннего сегмента менее предсказуемыми, чем у аналогичных европейских компаний, считают аналитики.
Fitch также указывает на геополитические риски того, что в 2023 году почти весь экспорт казахстанской нефти осуществлялся через Россию, поскольку Казахстан не имеет выхода к морю. Вместе с тем там предполагают, что Казахстан по-прежнему сможет экспортировать нефть через Россию, в том числе по основному экспортному маршруту КТО Атырау – Самара.
В агентстве отмечают, что капитальные вложения «КазТрансОйла» в 2023 году существенно возросли в связи с расширением магистрального водопровода Астрахань – Мангышлак, строительство которого в настоящее время завершено и эксплуатируется дочерней компанией «Магистральный водовод». Однако аналитики полагают, что кредитная нагрузка компании должна оставаться умеренной.
Кредитоспособность КТО также поддерживается достаточно стабильным генерированием денежных потоков, несмотря на менее предсказуемую нормативно-правовую базу, чем у европейских аналогов, за счет монопольного положения компании в сфере транспортировки нефти внутри страны и возможности осуществления более прибыльных экспортных и транзитных операций.
В 2023 году компания транспортировала около 50% сырой нефти, добываемой в Казахстане, без учета объемов, перевозимых двумя ее совместными предприятиями с китайскими госкомпаниями, которые эксплуатируют основную часть казахстанско-китайского нефтепровода.
«Мы предполагаем, что объемы экспорта КТО останутся в целом стабильными в 2024–2027 годах, хотя возможно незначительное снижение из-за истощения некоторых месторождений в центральной части Казахстана и роста добычи на Кашагане, крупнейшем новом месторождении страны, которое использует альтернативный маршрут для экспорта сырой нефти (Каспийский трубопроводный консорциум (КТК)», – отмечается в сообщении.
На объемах экспорта также могут сказаться квоты Казахстана в рамках ОПЕК+. Кроме того, КТО должен продолжать извлекать выгоду из своих договоренностей о транзите российской нефти через Казахстан в Китай и Узбекистан.
В первом квартале «КазТрансОйл» увеличила объем транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов на 10% – до 11,4 млн тонн.
10% минус одна простая акция «КазТрансОйла» были размещены в ходе «Народного IPO» в конце 2012 года на Казахстанской фондовой бирже (KASE). Остальные 90% плюс одна простая акция компании принадлежат «КазМунайГазу» («дочка» «Самрук-Казыны»). Одна акция в ходе размещения была продана по 725 тенге. На торгах KASE 25 июня бумага торгуется в районе 839 тенге (+0,12%).