Производитель электромобилей Rivian объявил о партнерстве с Volkswagen, в результате стартап получит $5 млрд инвестиций. Эта сделка понравилась не всем инвесторам, поскольку они не уверены в перспективах этого сотрудничества. Неуверенность, похоже, сейчас общее состояние на рынке электромобилей, и партнерства здесь теперь — одна из стратегий выживания.
Суть сделки
Rivian и Volkswagen 25 июня объявили о создании совместного предприятия по разработке софтверной платформы для электромобилей следующего поколения, которую в будущем смогут использовать оба автопроизводителя.
$1 млрд Volkswagen предоставит через необеспеченные конвертируемые ноты, которые будут конвертированы в обыкновенные акции Rivian при соблюдении определенных условий и после получения разрешения от регулирующих органов 1 декабря. Далее Rivian получит по $1 млрд в 2025 и 2026 годах, и еще $2 млрд, когда будет запущено их СП.
У компаний в партнерстве взаимный интерес — программное обеспечение для электромобилей Volkswagen cможет использовать для автомобилей Audi, Porsche и Lamborghini. А на деньги Volkswagen Rivian сможет разрабатывать более дешевые внедорожники R2, конкурирующих с Tesla Model Y, и кроссоверы R3.
Как Rivian очаровал инвесторов
Немецкий автоконцерн в представлении не нуждается, а вот на историю Rivian стоит взглянуть подробнее. Компанию в 2009 году основал Роберт Джозеф Скариндж, сначала он хотел создавать электрические спорткары, но в итоге переключился на создание электрогрузовиков и пикапов.
В эту идею поверили инвесторы — в 2019 году Rivian удалось привлечь деньги от Amazon, Ford и BlackRock. Amazon стал крупным акционером компании, а стартап Rivian еще и заручился гарантированным спросом на свою продукцию. Он обязался поставить Amazon 100 000 коммерческих электровэнов до 2030 года, соглашение предполагало, что Rivian не сможет продавать эти машины кому-то еще. В 2023 году это правило перестало действовать, к этому моменту Amazon уже получил больше 10 000 электровэнов. Первым продуктом Rivian стал пикап R1T, похожий на Ford Ranger или Chevrolet Colorado. Машина способна перевозить грузы до 800 кг и проезжать без подзарядки до 640 км.
В ноябре 2021 года Rivian провела IPO и привлекла около $12 млрд, Reuters назвал это размещение «блокбастером». На закрытии первого дня торгов ее акции стоили $100,73, почти на 30% выше цены размещения, на пике, через несколько дней после IPO, — $172 (для сравнения — на закрытии 27 июня 2024 года акция стоила $14,47). Получалось, что капитализация убыточного стартапа, только начавшего продавать свои авто, в первый день торгов превысила рыночную стоимость Ford и GM. И сама компания стала вторым по стоимости автопроизводителем в США после Tesla.
Именно с ней она и собиралась конкурировать на рынке электромобилей.
Такой успех позволял предположить, что инвесторы верят в перспективы рынка электрокаров, а особенно в стартапы, занимающиеся разработками в этой области и намеревающиеся соперничать с традиционными автопроизводителями.
Шторм и неопределенность
Верят ли они сейчас — большой вопрос. Rivian все еще не получает прибыли, в марте этого года ей даже пришлось отложить планы по строительству нового завода в Джорджии из-за убытков.
Акции Volkswagen после объявления о сделке снизились в цене. Инвесторы обеспокоены, в том числе, неопределенностью перспектив этого сотрудничества.
Соглашение компании подписали в период «шторма» на рынке. Между Китаем, США и Европой началась торговая война — последние ввели заградительные импортные пошлины в отношении китайских производителей автомобилей, чтобы защитить свой рынок от экспансии китайский производителей. Повысить пошлины на китайские электромобили может и Канада, но тогда под ударом окажется Tesla, которая поставляет в страну авто с завода в Шанхае.
Но только ли в «китайском наступлении» дело? Cтатистика по продажам говорит о том, что потребители в целом теряют интерес к электромобилям. По итогам мая этого года в Европе, к примеру, общие продажи электрокаров снизились на 12%, продажи автомобилей с бензиновыми двигателями за тот же период — только на 5,6%. У Tesla в Европе и вовсе случился обвал продаж более чем на 30%. Это худший результат среди всех европейских марок.
Не утихают разговоры и о том, что американская компания теряет лидерство на домашнем рынке. По данным Marklines за май годовые продажи компании в США составили 618 000 электромобилей, по сравнению с 597 000 проданных электромобилей других производителей. Tesla остается лидером в США, но традиционные автопроизводители постепенно сокращают разрыв. «У Tesla сейчас гораздо больше конкурентов. Илон Маск продвинул индустрию вперед, но теперь он пытается конкурировать с другими брендами, у которых есть новые модели, а у Tesla их нет», — признает директор по отраслевым исследованиям Cox Automotive Стефани Вальдез-Стрити.
Что может беспокоить потребителей? Свежее исследование J.D. Power показало, что у электро- и подключаемых гибридных автомобилей чаще случаются поломки в сравнении с обычных авто с газовыми или бензиновыми двигателями, и их владельцы вынуждены чаще обращаться в дилерские центры. В случае с «напичканных технологиями» электромобилями — в три раза чаще владельцев автомобилей с газовыми двигателями, приводит пример Франк Хейли из J.D. Power. В исследовании также говорится о недовольстве владельцев ложными сигналами, необязательными предупреждениями о дорожной обстановке и функциями автоматического торможения.
Найди партнера, чтобы выжить
Учитывая этот контекст, вероятно, бизнес-логика сделки Rivian и Volkswagen в объединении усилий крупного бизнеса и стартапов с уже имеющимися разработками для электромобилей. Это позволит сэкономить и время, и деньги.
«Объединение усилий двух компаний “может помочь снизить стоимость автомобиля и усилить защиту от растущей мощи китайских производителей электромобилей», — отметила Сюзанна Стритер, руководитель отдела денежных средств и рынков в Hargreaves Lansdown.
Другие игроки также пытаются заключать партнерства. Lucid Motors, к примеру, сотрудничает с британской Aston Martin в разработке люксового электрокара. Ford также намеревался использовать платформу Rivian для создания собственных электрокаров, но в итоге отказался от этой идеи. Еще Rivian планировала в сотрудничестве с Mercedes-Benz построить завод по производству электрофургонов, но в декабре 2022 года отложила сделку.
Volkswagen сначала развивал в одиночку свое программное подразделение Cariad, надеясь развить технологическую культуру, как у Tesla. Однако постоянно сталкивался с задержками поставок и убытками, что, по мнению аналитиков, связано с разросшимся управлением и, как следствие, длительными согласованиями решений.
Теперь гендиректор Volkswagen Оливер Блюме ищет, как воспользоваться программной экспертизой стартапов.
Помимо Rivian в США, он заключил сделку с Xpeng в Китае. VW планирует инвестировать $700 млн в китайскую компанию и совместно c ней разрабатывать электромобили в Китае. В рамках стратегии «в Китае для Китая» Volkswagen, к примеру, разрабатывает технологию автономного вождения, с китайской Horizon Robotics Technology R&D, программное обеспечение — с ThunderSoft, в его партнерах также китайский производитель аккумуляторов Gotion High-Tech. А Audi и китайская SAIC Motor вместе будут расширять свою линейку электромобилей премиум-класса.
Сама Tesla также пытается развивать свой бизнес через партнерства. В апреле 2024 года глава компании Илон Маск подписал соглашение с китайской поисковой и картографической группой Baidu. Договоренность откроет путь для внедрения технологии полуавтономного вождения в Китае. Соглашение также поможет преодолеть важное нормативное препятствие для китайского рынка — все иностранные компании в стране вынуждены работать только с утвержденными поставщиками картографических данных.
Сработает ли идея партнерств, покажет время. Судя по всему, на быстрый взлет рынка электромобилей рассчитывают не все.
Ford Motor, к примеру, решил сократить расходы на разработку электромобилей на $12 млрд и отложил выпуск новых моделей. А General Motors недавно признала, что на развитие рынка электромобилей уйдут “десятилетия».