Инвестиции

«Кортизоловый вирус», пот и слезы: как заражаются стрессом?

Если ваш босс в стрессе, вы рискуете «заразиться» от него этим состоянием, получив сигнал по «гормональному wifi» /shutterstock

Бывало ли с вами так, что после встречи вы вышли полностью обесточенным и вымотанным без серьезных на то предпосылок? Никаких выговоров от начальства, ссоры с другом или чего-то подобного не было. Что же произошло? Возможно, вы «заразились» стрессом — через пот. 

Мой стресс – твой стресс

Статьи о том, что стресс заразен, в последние пару десятилетий постоянно мелькают в СМИ, но научные исследования его заразности начались еще в 90-е годы прошлого века и продолжаются до сих пор, обрастая новыми подробностями. Практически все научные работы прямо или косвенно подтверждают «заразность» стресса, а сама тема обрастает новыми подробностями. 

Оказывается, «заразиться» можно, просто наблюдая за людьми в стрессе или просматривая жесткие видео. Сначала считалось, что у этой «заразности» есть только психологический путь, то есть триггером для выброса кортизола является психологическое состояние, что в общем тоже правда, но исследования команды ученых из Нью-Йоркского Университета Стоуни-Брук показали, что есть и физиологические причины. 

Стрессом можно заразиться через пот. Команда японских ученых из Shiseido Global Innovation Center выяснила, что запах пота у человека в стрессе может отличаться, а в его химический состав входят особые вещества (диметил трисульфид и аллилмеркаптан), которые воздействуют на окружающих, повышая уровень тревоги. 

Кортизол, один из главных спутников стресса, способен выделяться через кожу во время активной работы потовых желез (что часто происходит, когда человек сильно нервничает). И, если вы достаточно регулярно находитесь с человеком в одном помещении, частицы его гормонов попадают на вашу кожу и в дыхательные пути. Постепенно уровень ваших гормонов сонастраивается с коллегой, соседом или близким.

Также работает, например, феномен синхронизации менструальных циклов у женщин, подолгу находящихся в одном помещении. При этом, та женщина под которую подстраиваются остальные, с точки зрения биологии – альфа-самка. 

С кортизолом та же история, только гендер не имеет значения. Если ваш босс (не важно какого он пола) в стрессовом состоянии, как бы он или она не пытались это скрыть, вы получите сигнал по «гормональному wifi».

Такую версию «заразности» стресса выдвигает доктор Тара Суорт, старший преподаватель в MIT Sloan, автор книги Neuroscience for Leadership и курса Neuroscience for Business. Она занимается нейронаукой и применяет свои открытия в бизнес-среде, консультируя крупные компании, вроде Sony, Samsung, BNP Paribas, SABMiller, Centrica Energy и Schroders.

Тара утверждает, что механизмы обмена гормонами вшиты в нас эволюционно.

Сигнальная система, связанная с секретами различных желез, есть у многих животных и насекомых, начиная от муравьев и гусениц-шелкопрядов, заканчивая парнокопытными и высшими приматами, ну а человек все-таки не так далеко ушел от последних по эволюционной лестнице. На заре человечества гормональная синхронизация с лидером была нужна для выживания группы и для дальнейшей передачи его ДНК. Если вожак оказывался в стрессе, это служило причиной мобилизации всей группы. 

Стресс в компаниях, по мнению Тары Суорт, тоже распространяется сверху вниз по иерархии. Если начальник отдела источает стресс, весь отдел в итоге подстроится под него. Также это будет работать с руководителем компании и советом директоров. И попытки скрыть этот стресс за оптимистичными высказываниями и милой коммуникацией не сработают. 

Это серьезный вызов для руководителей, потому что их психоэмоциональное состояние в итоге может оказывать сильное влияние на оперативную деятельность компаний. Что обычно предпринимают руководители? Они подавляют стресс, это в итоге отражается на их собственном здоровье (допинги, лишний вес, нарушения сна, упадок иммунитета), но зато они не передают его своим сотрудникам. Более сложные способы работы со стрессом – забота о физическом здоровье, личные дневники, терапия, диета, нагрузки и рекреация – медленно, но становятся нормой, частью обычного расписания руководителей и управленцев. 

Все болезни от нервов

Сам по себе кортизол – неотъемлемая часть нашей системы регуляции, он участвует в цикле сна-бодрствования, помогая нам проснуться, он снижает воспаление, регулирует метаболизм сахара и жиров. Кортизол способен активировать нужные вещества в клетках, чтобы они высвобождали ресурсы, которые есть в организме. Он помогает нам принимать вызовы и преодолевать трудности, но если организм находится под постоянным воздействием сильного стресса, то настройки сбиваются, появляются нарушения сна, проблемы с кожей и лишним весом. 

Кортизол относится к глюкокортикоидам, он регулирует уровень глюкозы, повышая его, но затем сахар превращается в жир. Так появляется «кортизоловый» живот, от которого очень сложно избавиться, потому что организм запускает программу выживания и откладывает запасы «на черный день». Основной проблемой наших давних предков был дефицит еды, кортизол помогал выжить в таких условиях. 

Высокий уровень кортизола подавляет выработку клеток Т-киллеров, эти белые кровяные тельца отвечают за вторичный иммунный ответ. Обычно они борются с раковыми клетками и различными инфекциями. 

Также глюкокортикоиды, к которым относится кортизол, изменяют работу макрофагов, иммунных клеток, что умеют буквально заглатывать в себя инородных «агентов» (например, вирусы и бактерии), а еще подготавливать материал для производства антител. 

Избыточная иммунная активность макрофагов может приводить к воспалениям. Кортизол же перенастраивает работу этих «солдат» иммунитета с производства компонентов оружия на выработку энергии. Ключевую роль в этом процессе, как утверждают ученые из берлинского университетского корпуса Charité и клиники Эрлангена, играет противовоспалительное вещество итаконат, которое организм естественным образом вырабатывает внутри своих клеток. Кортизол, влияя на функцию митохондрий, усиливает образование итаконата в макрофагах, что и оказывает в итоге противовоспалительное действие. 

При длительном воздействии стресса, иммунитет может давать сбои, понятно почему – вы уязвимы перед инфекциями. Но что происходит, когда стрессовый фактор исчезает, например, когда вы закончили большой проект? Ваш иммунитет подавлен, а снижающийся уровень кортизола еще и высвобождает потенциальные очаги воспаления. Именно поэтому человек так легко может заболеть после сдачи экзаменов или при выходе из стрессовой ситуации. 

В этом смысле старая поговорка о том, что все болезни от нервов, оказывается очень близка к правде.

Как это работает? 

Чтобы понять, как действуют гормоны стресса, представьте ситуацию, как будто на ваш дом напал лев, ну или террорист-смертник. Первое, что происходит, — в наши тела вливается коктейль из гормонов и нейромедиаторов: адреналина, норадреналина, КРГ, АКТГ. Последние два и регулируют повышенную выработку кортизола (и не только его). Этот биохимический ответ на опасность назвали реакцией «бей-беги» или flight or fight, она есть ну многих живых организмов, чье поведение обусловлено гормонами. 

Выброс гормонов стресса готовит нас к драке или к побегу: учащение серцебиения и частоты дыхания, повышение давления, уровня сахара в крови для подготовки дополнительной энергии, замедление пищеварения, улучшение моторных функций и скорости реакции, мобилизация организма, снижение воспалительных процессов, сужение зрачков, ускорение рефлексов, усиление потоотделения.

Так называемый социальный стресс, например, который вы испытываете во время публичных выступлений, немного отличается по интенсивности реакций и набору гормонов, но схож по набору симптоматики: повышенное потоотделение, учащение дыхания и сердечного ритма, и, конечно, повышение уровня кортизола. Его то и стараются зафиксировать ученые. 

Но во время исследований возникла проблема, люди реагируют на стрессовые ситуации очень по-разному, а чтобы провести чистый эксперимент, нужна стандартизация процедуры. 

Проблему решили в Трирском университете в 1993-м, предложив способ ввести любого в стресс без применения львов и террористов. Социальный тест Трира, который сейчас используется в подавляющем большинстве исследований «заразности» стресса, выглядит так. Сначала трое «судей» просят участника за 5 минут подготовить презентацию о себе на листе бумаги, перед презентацией листок забирают (это фаза предвосхищающего стресса). Далее у участника есть 5 минут, чтобы презентовать себя. Следующие 5 минут испытуемому предлагают решать устные математические задачки, например, посчитать в обратном порядке от 1022 с шагом 13. Если он ошибается, то приходится начинать все сначала. До, во время и после эксперимента ученые замеряют уровень кортизола и другие физиологические параметры. 

Куда бежать, чтобы никого не бить?

Наши тела запрограммированы на реакцию «бей-беги», то есть этот набор гормонов дает преимущество в скорости, силе, выносливости и снижении очагов воспаления, ведь речь идет о выживании в условиях опасности. Но подавляющее количество наших стрессовых состояний в современном мире  происходит в позе «над клавиатурой», гормоны работают, мы готовы к схватке, но бить в офисе некого, а бежать некуда. 

Остается только искать способы со стрессом как-то работать.

Тара Суорт предлагает несколько путей. Первое, что нужно сделать – обнаружить и признать, что вы находитесь в стрессе, не пытаясь это скрыть. 

Любое проговаривание проблемы с близкими, друзьями, терапевтом или просто ведение личного дневника – уже полдела. Второй способ – изнуряющие нагрузки, с большим потоотделением, кортизол буквально можно вывести из организма с потом. Баня тоже сработает. Третье – регуляция питания, понижение уровня сахара, употребление продуктов с повышенным содержанием калия (при длительных нагрузках и стрессе у нас оказывается дефицит калия), магния, тиамина (витамина B1) и витамина D.