МВФ и АРРФР рассказали, как будут работать над развитием финансового сектора Казахстана

Опубликовано
Корреспондент отдела Business News
Как МВФ и АРРФР улучшат финсектор Казахстана / коллаж kursiv.media, бильд-редактор: Артур Алескеров

Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) дали свои рекомендации властям Казахстана и участникам финрынка после проведения Оценки финансовой стабильности (FSAP) страны в 2023 году. В свою очередь, глава Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова сообщила, что из 29 основных Базельских принципов финансовый сектор Казахстана полностью соответствует 22 и частично — семи, но агентство, которое выступило в качестве национального координатора программы FSAP, уже приступило к устранению недочетов. Об этом сообщает корреспондент «Курсива».

В июне Абылкасымова рассказала, что по итогам оценки финансового рынка была создана дорожная карта, которая включает 77 мероприятий, из которых 30 требуют внесения изменений в законы и нормативно-правовые акты. Глава АРРФР сказала, что реализовать их планируется в 2024-2025 годы. При воплощении стрессового сценария к концу 2025 года совокупная достаточность капитала банков не просто восстановится, но и вырастет до 18,2% по сравнению с нынешними 17,9%, что значительно выше нормативных требований.

Рекоммендации по итогам FSAP были озвучены на совместном мероприятии АРРФР и МВФ. Представитель МВФ, старший экономист Международного валютного фонд Пьерпаоло Гриппа, который представлял фонд в совместной со Всемирным банком миссией в Казахстане, подробно остановился на семи Базельских принципах, которые необходимо улучшить. Среди них:

  • Обеспечение операционной независимости и ресурсного укрепления;
  • Осуществление надзора за всеми банковскими конгломератами;
  • Предоставление информации;
  • Обеспечение достаточности капитала и ликвидности;
  • Учет кредитных рисков;
  • Управление рисками.

По словам Гриппа у АРРФР есть мандат на обеспечение финансовой стабильности в Казахстане. Абылкасымова, в свою очередь, отметила:

«Мы как регулятор, безусловно, стараемся соблюдать баланс между финансовой стабильностью и развитием финансового рынка. Вместе с тем, мандат, о котором говорилось, должен создавать условия как для развития финансового рынка, так и обеспечивать полностью соответствие банковскому надзору международного стандарта».

Глава АРРФР напомнила об оценке 2014 года, которая показала «значительные проблемы» в развитии финансового сектора. Спустя пять лет в стране начался полный переход к риск-ориентированному регулированию банковского сектора.

Операционная независимость и ресурсное укрепление

Мадина Абылкасымова отметила, что в первом блоке было рекомендовано провести бюджетное и ресурсное укрепление агентства, а также повысить операционную независимость, правовую защиту сотрудников агентства, отвечающего за надзор. Абылкасымова пояснила, что такие недочеты возникли отчасти в связи с выделением агентства из Национального банка в 2019 году.

В 2023 году агентство усилило независимость после подписания президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым указа, в соответствии с которым агентству предоставлена автономность в определении его организационной структуры. С 1 июля АРРФР вернулось на финансирование из бюджета Национального банка.

Абылкасымова отметила, что в разработке находится новая стратегия по повышению автоматизации внутреннего искусственного интеллекта в сфере надзора. АРРФР также заключил меморандумы по банковскому надзору с Федеральной резервной системой (ФРС) США и центробанками Чехии, Армении, Азербайджана и Франции.

Надзор за всеми банковскими конгломератами

Второй принцип, по которому было выявлено частичное несоответствие при оценке финансовой стабильности, — это отсутствие консолидированного надзора за конгломератами (эко-система, объединяющая банки и компании из смежных секторов).

Для решения данного вопроса были разработаны два регулирующих документа, касающихся установления нормативов на консолидированном уровне согласно Базельским стандартам и требований к управлением рисками.

Раскрытие информации банками

Третье направление касается раскрытия соответствующей информации, сказала Абылкасымова. Разработка необходимой нормативно-правовой базы уже завершена. В первом полугодии 2024 года уже было проведено обсуждение и голосование. В агентстве ожидают, что к концу года необходимые нормы утвердят, и агентство перейдет к консолидированному надзору за финсектором.

Достаточность капитала и ликвидности

Еще один принцип, на который указали МВФ и Всемирный банк, — проблемы с достаточностью капитала и ликвидности. Глава АРРФР отмечает, что эксперты отметили значительный прогресс в обретении стандартов Базеля-III (рекомендации в области банковского регулирования). С января следующего года будет устанавливаться индивидуальная надзорная надбавка в размере от 0% до 6% для капитала банков. Также АРРФР ввело буфер капиталов от 0% до 3% по итогам надзорного стресс-тестирования. Кроме того повышен консервационный буфер для банков не являющихся системно значимыми.

Кредитные риски

Следующий вопрос — это кредитные риски и проблемные провизии. Для его решения АРРФР планирует установить требования к своевременному списанию стрессовых активов. Банковский сектор, по словам Абылкасымовой, «был очищен от проблемных активов», который сейчас находится на исторически минимальном уровне — 3%.

Управление рисками

Шестой принцип, которому необходимо уделять внимание сильнее прежнего — это управление рисками. В 2021 году агентство усилило требования к системе управления рисками, практически вся нормативная база была обновлена.

С 2025 года АРРФР планирует проводить систематические климатические стресс-тестирования. В агентстве считают, что климатическая повестка очень важна и имеет отношение к работе банков. Работа по подготовке финансового сектора к климатическим изменениям — «большая и важная», отметила глава АРРФР.

Седьмой Базельский принцип по которому было выявлено частичное несоответствие, озвучен не был. Также Всемирный банк отметил низкую долю банковского сектора в кредитовании экономики. Абылкасымова назвала это «действительно больной темой». Она отмечает, что отчасти это связано с тем, что большое количество неработающих активов было списано с балансов банков. Общая сумма составила около 7 трлн тенге в течение последних шести лет.

«Я считаю, огромный вклад в завершение этих реформ вносит программа оценки финансового сектора. Это независимая оценка. Она позволила нам выявить те несоответствия, которые у нас все еще имеются. Особое внимание с нашей стороны будет уделено именно уязвимым зонам, которые были выявлены. Это прежде всего коммерческие сети безопасности, урегулирование платежеспособных банков. Хочу подчеркнуть, что мы как агентство будем продолжать обеспечивать баланс между обеспечением финансовой стабильности и достижением задач по созданию условий для развития финансового центра», — подытожила Мадина Абылкасымова.

МВФ предоставил рекомендации Казахстану по укреплению финансового сектора. Среди ключевых предложений – обновление меморандума о взаимопонимании между государственными финансовыми институтами и регуляторами, проведение кризисных учений и разработка четких планов действий в стрессовых ситуациях. Также МВФ предложил пересмотреть роль государства в финансовом секторе, особенно в части вмешательства, и установить протокол для кредитора последней инстанции.

Представитель МВФ Ша Ю отметила, что экспорт нефти из Казахстана может сократиться на 17% к 2030 году, что связано с глобальным энергетическим переходом. Это может привести к снижению реального роста ВВП страны на 5,5% и вызвать значительное влияние на обменный курс и инфляцию. Потери роста ВВП могут достичь 7,7%, а падение курса тенге к доллару – 50% к 2027 году.

Читайте также