Торговля властью: как Китай с помощью ИИ помогает автократам по всему миру 

Опубликовано 27 июля 2024 12:02

Дэвид Янг

Дэвид Янг

Мартин Бераха

Мартин Бераха

Ноам Юхтман

Ноам Юхтман

Данные торговли технологиями распознавания лиц на основе ИИ показывают, что автократии чаще импортируют технологии распознавания лиц из Китая. Фото: shutterstock

Вопреки надеждам многих западных политиков и комментаторов, последние исследования показывают, что торговля не всегда способствует развитию демократии и либерализации политических режимов. Наоборот, возрастающая интеграция Китая c развивающимся миром, по-видимому, приводит к прямо противоположному результату, пишут в колонке для Project Syndicate экономисты Мартин Бераха, Дэвид Янг и Ноам Юхтман.

Идеи не запереть на границе

Президент США Джордж Буш-старший однажды отметил: «Ни одной нации на Земле не удалось найти способ импортировать мировые товары и услуги, при этом останавливая на границе иностранные идеи». В эпоху, когда демократические страны доминировали на технологическом фронте, «идеи», о которых говорил Буш, были связаны с американской политико-экономической моделью.

Но теперь, когда Китай стал ведущим новатором в области искусственного интеллекта, может ли та же экономическая интеграция направить страны в противоположном направлении? Этот вопрос особенно актуален для развивающихся стран, поскольку многие из них не только институционально хрупки, но и все больше зависимы от Китая: через торговлю, иностранную помощь, кредиты и инвестиции.

Хотя ИИ называют основой «четвертой промышленной революции», его использование также заключает в себе множество новых проблем. В технологиях ИИ есть потенциал для стимулирования экономического роста в ближайшие годы, но также и для подрыва демократии, помощи автократам в получении общественного контроля и усиления «надзорного капитализма», манипулирующего нашим поведением и извлекающего выгоду из наших онлайн-следов.

Поскольку Китай агрессивно внедряет распознавание лиц на основе ИИ для поддержки своего собственного государственного надзора, мы решили исследовать модели и политические последствия торговли этими технологиями. Создав базу данных мировой торговли технологиями распознавания лиц на основе ИИ с 2008 по 2021 год, мы обнаружили 1636 сделок из 36 экспортирующих стран в 136 импортирующих стран.

Три главных вывода 

Из этих данных мы смогли вывести три основных наблюдения. Во-первых, Китай имеет сравнительные преимущества в технологиях распознавания лиц. Он экспортирует свои решения примерно в два раза больше стран, чем США (83 против 57), и имеет на 10% больше торговых сделок (238 против 211). Его сравнительные преимущества в технологии распознавания лиц больше, чем в других передовых технологиях, таких как, к примеру, радиоактивные материалы, паровые турбины и лазеры.

Сравнительное преимущество Китая могло быть обусловлено разными факторами. Но мы знаем, что китайское правительство открыто поставило перед собой цель стратегии
и развития: добиться мирового господства в сфере искусственного интеллекта. А индустрия распознавания лиц на основе ИИ выиграла от спроса на технологии наблюдения, зачастую получая доступ к большим правительственным базам данных.

Во-вторых, мы обнаружили, что автократии и слабые демократии чаще импортируют технологии распознавания лиц из Китая. В то время как США преимущественно экспортируют технологии в зрелые демократии (они составляют примерно две трети стран-импортеров или три четверти сделок), Китай экспортирует примерно поровну в зрелые демократии и в автократии или слабые демократии.

Есть ли у Китая предпочтение авторитарным режимам, или он просто экспортирует больше продукции в автократии и слабые демократии? Сравнив китайский экспорт технологий распознавания лиц с его экспортом других передовых технологий, мы обнаружили, что первое — единственная технология, в которой Китай демонстрирует пристрастное отношение к авторитарным режимам. Столь же примечательно, что мы не обнаружили такой же тенденции у США.

Возможное объяснение этого заключается в том, что автократии и слабые демократии могут намеренно обращаться за технологиями слежения именно к Китаю. Что приводит нас к нашему третьему открытию: страны с авторитарными режимами и слабые демократии чаще импортируют технологии распознавания лиц из Китая в те годы, когда у них происходят внутренние беспорядки. Данные ясно показывают, что слабые демократии и автократии склонны импортировать технологии наблюдения из Китая, а не из США, во время беспорядков, а не превентивно или постфактум. В импорте военных технологий наблюдаются те же тенденции. При этом мы не наблюдаем, чтобы зрелые демократии увеличивали импорт технологий распознавания лиц в ответ на беспорядки.

Влияние китайских технологий

Заключительный вопрос касается более широких институциональных изменений в этих странах. Наш анализ показывает, что импорт китайских технологий наблюдения во время внутренних беспорядков действительно увязывается с тем, что процесс выборов в стране становится менее честными, менее мирными и менее заслуживающими доверия. Аналогичная картина, по-видимому, наблюдается при импорте американских технологий наблюдения, хотя этот вывод менее точно выверен.

В то же время, среди зрелых демократий мы не находим никакой связи между импортом технологий наблюдения на основе ИИ и качеством социальных институтов. Поэтому мы не интерпретируем наши выводы как результат влияния ИИ на институты. Мы считаем импорт технологий наблюдения и разрушение внутренних институтов в автократиях и слабых демократиях общим результатом стремления конкретных режимом к большему политическому контролю.

Когда технологии позволяют укреплять режим

Интересно, что мы также находим свидетельства того, что автократии и слабые демократии, импортирующие большие объемы китайских технологий наблюдения во время беспорядков, менее склонны развиваться в зрелые демократии, чем сравнимые страны с низким объемом импорта таких технологий. Это позволяет сделать вывод, что тактика, применяемая автократиями во время беспорядков (покупка ИИ-решений для слежки, импорт военных технологий и разрушение избирательных институтов), возможно, способствует укреплению недемократических режимов.

Наше исследование становится очередным доказательством того, что торговля не всегда способствует демократии или либерализации режимов. Наоборот, возрастающая интеграция Китая в экономику развивающихся стран может привести к прямо противоположному.

Это предполагает необходимость ужесточения регулирования торговли ИИ — по образцу регулирования товаров, производящих негативные внешние эффекты. По аналогии, «склонный к авторитаризму» ИИ, обучающийся на данных, собранных для политический репрессий, схож с неэтично произведенным товарам, например, с использованием детского труда. А поскольку использование технологий наблюдения на основе ИИ может иметь негативные последствия, такие как потеря гражданских свобод и политических прав, он мало чем отличается от загрязнения.

Как и все технологии двойного назначения, распознавание лиц на основе ИИ потенциально способно приносить пользу потребителям и компаниям. Но регулирование должно быть тщательно продумано и разработано, чтобы эта передовая технология распространялась по миру, не способствуя автократизации.

При участии Эндрю Као.

Copyright: Project Syndicate, 2024.

www.project-syndicate.org

Читайте также