Недвижимость | Газета Курсив №28

Когда Астана и Алматы получат статус «умный город»

Минцифры обновил методику построения в Казахстане умных городов. Среди основных критериев – число видеокамер и зафиксированных ими нарушений, а также цифровизация ЖКХ. Судя по методике министерства, казахстанские мегаполисы уже близки к эталону. Но если сравнивать успехи Астаны и Алматы с городами мира, до лидеров нашим городам еще далеко. «Курсив» изучил документ и сопоставил его с практикой умных городов. 

фото: Кирилл Киселев

Согласно индексу Smart City швейцарского института управленческого развития IMD (International Institute for Management Development) за 2024 год, самые умные города мира находятся в Европе и Азии. Технологии и цифровизация в этих городах позволяют им оптимально использовать ресурсы, быть удобными и безопасными для жителей. Мегаполисы со стабильно высокими показателями «разума» – Цюрих, Осло, Сингапур. А вот североамериканские города постепенно сдают позиции. 

Казахстанских мегаполисов в этом мировом рейтинге пока нет. Но Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК во второй раз обновляет Методику построения умных городов, чтобы создать казахстанский эталон Smart City. 

«Курсив» сравнил отечественный эталон с теми подходами, которые используют в городах, входящих в десятку индекса Smart City IMD. 

Безопаснее, чем в Лондоне?

Повысить безопасность Минцифры планирует за счет роста числа действующих видеокамер в общественных местах, в госорганах, на предприятиях и других объектах УТО (уязвимых в террористическом отношении). 

Предполагается, что казахстанские города станут умнее и безопаснее, если ежегодно будет расти число видеокамер, подключенных к центрам оперативного управления (ЦОУ), число видеокамер с элементами видеоаналитики, а также количество зафиксированных видеокамерами нарушений.

По данным департаментов полиции Алматы и Астаны, для обеспечения общественной безопасности в этих городах используют более сотни тысяч камер видеонаблюдения,  из которых в ЦОУ выведено от 19 до 27 тыс.

Кроме того, в Астане  работают  более 6 тыс. камер «Сергек», в Алматы – более 8 тыс. Они фиксируют нарушения ПДД, в пилотном режиме «приглядывают» за непристегнутыми ремнями, и теми, кто не пропускает пешеходов на пешеходном переходе. В 2023 году «Сергеки» зафиксировали в двух мегаполисах около 3 млн нарушений на общую сумму более 20 млрд тенге. С мая этого года умные камеры установлены в столичных автобусах для фиксации безбилетников. За первый месяц они насчитали почти 2 тыс. «зайцев». 

В Минцифры также обещали, что в Казахстане появятся экологические «Сергеки», которые будут следить за выбросами в атмосферу на предприятиях – производителях нефтепродуктов, металлургических заводах и ТЭЦ.

Если опираться только на данные по камерам, уже подключенным к ЦОУ, в мегаполисах Казахстана на каждые 10 тыс. горожан приходится от 100 до 270 камер. 

Для сравнения, в одном из самых контролируемых городов мира –  Лондоне (№8 в Smart City Index IMD 2024) камер в разы меньше. По данным исследования британской платформы get-licensed.co.uk, наибольшая плотность камер видеонаблюдения в округе Хиллингдон – 1170 камер, или по 38,39 камеры на каждые 10 тыс. человек. Это в семь раз меньше, чем в Астане, но почти вдвое больше, чем в других округах Лондона. К примеру, Ричмонд-на-Темзе, где зафиксирован самый низкий уровень преступности, по данным того же исследования, не попадает даже в десятку округов с наибольшей плотностью видео­камер. Иначе говоря, прямой связи между количеством камер и безопасностью района не наблюдается.

Другой пример. В Цюрихе (№1 в Smart City Index IMD 2024) для вычисления районов, где повышена угроза квартирных краж со взломом, полиция использует ИИ. Благодаря этому количество таких краж за восемь лет удалось сократить почти втрое – с 6 тыс. в 2012-м до 2,2 тыс. в 2020-м. 

Чей транспорт умнее

Общественный транспорт (ОТ), судя по проекту Минцифры, поумнеет в Казахстане при выполнении трех условий. Во-первых, каждая единица ОТ должна быть подключена к электронной системе оплаты проезда. Во-вторых, заработает онлайн-мониторинг передвижения автобусов с системой выявления отклонений от графиков/маршрутов движения и контролем израсходованного топлива. А в-третьих, остановки тоже станут умными. То есть на каждой появится табло с актуальной информацией о времени прибытия ОТ, точки заряда мобильных устройств, WiFi и исправные обогреватели и кондиционеры.

Судя по этим показателям, в столице транспорт существенно «умнее» алматинского. Как и во всех умных городах мира, проезд в Астане можно оплатить банковской картой или смартфоном.  Кроме того, по данным оператора управления столичным транспортом City Transportation Systems (CTS), каждая шестая остановка в столице – теплая и имеет зарядки для мобильников, а на каждой седьмой установлено электронное табло. Правда, жители Астаны сетуют, что на некоторых остановках не закрываются двери, на других – фактически нет тепла, на третьих – разбросан мусор. А десяток электронных табло, по данным того же CTS, перестал работать в результате «проведения земляных работ сторонними компаниями». 

В Алматы оплатить проезд банковской картой невозможно, только через специальную транспортную карту Onay (физическую или виртуальную). Закрытых остановок с кондиционерами в городе пока не замечено. А электронные табло установлены лишь в девяти локациях, да и те уже не работают. В управлении городской мобильности сообщили, что они были установлены «на внебюджетные средства» и вновь заработают,  лишь когда город обустроит подобные табло на всех остановочных комплексах и подключит их к единой системе электроснабжения.

В обоих мегаполисах работает онлайн-система мониторинга движения автобусов. В Астане, по данным CTS, системой диспетчеризации оснащены 100% автобусов. Программное обеспечение позволяет контролировать соблюдение графика движения и выявлять отклонения от утвержденной схемы маршрута. Но эта функция пока не задействована.

Продолжаем сравнивать: в большинстве умных городов мира действует единая билетная система на разные виды общественного транспорта. К примеру, в Осло (№2 в Smart City Index IMD 2024) можно приобрести билет на одну поездку, сутки или месяц. А в Копенгагене (№6 в Smart City Index IMD 2024) стоимость карты зависит от дальности поездки (количества зон). Казахстанский эталон Smart City подобной системы не предполагает.

По критерию «качество автодорог» Казахстан станет умным, когда пользователям будет доступна информация о запланированных и выполненных ремонтных работах, а также о состоянии поверхности автодорог, уборке снега и устранении льда. В документе не уточняется, кому должны быть доступны эти данные – ведомственным службам или всем горожанам.

Еще один смарт-критерий для казахстанского транспорта  – доля умных светофоров, которые позволяют собирать статистику по интенсивности и скорости транспорта. По данным CTS, в Астане из семи сотен светофоров умных – 345, то есть почти 50%, в Алматы еще в начале января таких было меньше сотни, но до конца года, по планам акимата, «поумнеть» должны оставшиеся пять сотен светофоров.

В компании CTS, запустившей умные светофоры в Астане еще в 2014 году, уверяют, что система позволяет на 18% увеличить среднюю скорость столичного транспорта и на 20% снизить среднее время в пути. А в Центре управления дорожным движением Алматы говорят, что после внедрения умных светофоров пропускной поток по Тимирязева увеличился в два раза.

Несмотря на возможности «интеллекта», функция пропус­ка машин экстренных служб или создания зеленых волн для общественного транспорта ни в Астане, ни в Алматы пока не реализована. 

Что касается смарт-городов мира, то, в зависимости от локальных задач, практика использования умных светофоров различается. К примеру, в Копенгагене (№6 в Smart City Index IMD 2024) они настроены на создание зеленых волн для велосипедистов и общественного транспорта. Причем приоритет в движении отдан переполненным или опаздывающим автобусам (автобусы передают светофорам информацию о своем местонахождении, количестве пассажиров и возможных задержках). А в швейцарской Лозанне (№7 в Smart City Index IMD 2024) для снижения нагрузки на инфраструктуру используют не только светофоры, но и данные смартфонов горожан. Система собирает информацию об их маршрутах и на ее основании регулирует транспортные потоки в центре города.

Цифровой ЖКХ 

Интеллект ЖКХ в Минцифры предлагают оценивать сразу по ряду разноплановых критериев. Это и автоматизация услуг ЖКХ, и наличие единого расчетного центра (ЕРЦ), и дистанционный учет коммунальных ресурсов. А также «умное» освещение, цифровой учет зеленых насаждений и оцифровка контейнерных площадок.

Если в городе есть хотя бы согласованное техзадание на создание портала поставщиков коммунальных услуг, он уже на 20% умный в плане автоматизации таких услуг, считают в министерстве. Наличие акта на соответствие требованиям информационной безопасности добавит еще 20%. Столько же дает «широкий охват населения», правда, измеримые показатели по этому критерию отсутствуют. А на 100% «умной» автоматизированная система станет, когда с ней будут интегрированы все субъекты естественных монополий и она начнет «оказывать услуги в проактиве» (что это значит и как будет оцениваться критерий, разработчики не сообщают). 

Городское освещение будут оценивать по доле энергоэффективных интеллектуальных систем освещения среди всех систем наружного освещения. Власти Алматы пообещали, что в текущем году доля качественного наружного освещения будет доведена до 85%. Работы включают поддержание и восстановление существующих линий наружного освещения, а также закуп LED-светильников.

За цифровизацию зеленого фонда акиматы получат «зачет», если в городе появится геопортал с информацией о количестве и видах зеленых насаждений. Прямо сейчас управление экологии Алматы проводит конкурс по выбору поставщика для обследования до конца текущего года зеленых насаждений с целью наполнения информационной системы «Реестр зеленых насаждений города Алматы». Такая услуга обойдется бюджету в 60 млн тенге. За эти средства подрядчик должен внести в реестр информацию о видовом составе, размере и локации деревьев, кустарников, цветников и многолетников, а также информацию об их санитарном и эстетическом состоянии и уходовых работах. Отдельно обещают следить за насаждениями, высаженными за бюджетные деньги (по программе «бюджет участия») и в качестве гарантийных компенсационных обязательств. 

На контейнерных площадках умных казахстанских городов должны появиться QR-коды для обращения граждан, а также датчики и видеомониторинг для контроля наполняемости мусорных баков. 

По направлению Smart City ЖКХ Казахстан лишь в начале пути. В большинстве умных городов мира мусор сортируют и перерабатывают, а системы освещения не только энергоэффективные, но и собирают данные о загрязнении воздуха и другую информацию о городской среде. Так, в Осло (№2 в Smart City Index IMD 2024) уличные фонари реагируют на изменение условий освещения и учитывают прогноз погоды. Проект по замене фонарей, стартовавший в 2006 году, позволил сократить городские затраты на электро­энергию более чем на 60%. 

В умном районе Каласатама в Хельсинки (№9 в Smart City Index IMD 2024) контейнеры для мусора оснащают датчиками, благодаря которым отходы автоматически извлекаются из баков и поступают в центр обработки. Датчики предусмотрены даже в холодильниках горожан. Специальное приложение должно напоминать резидентам умного района о сроках годности и подсказывать, как использовать продукты, чтобы не выбрасывать.

Приоритеты играют роль

Среди других критериев Smart City в Казахстане Минцифры посчитало важным выделить такие базовые для всех развитых городов функции, как возможность онлайн-записи в поликлинику, применение технологии ИИ для диагностики и раннего выявления заболеваний, подключение коммунальных служб к единому контакт-центру 109, а также соблюдение сроков обращения граждан и снижение количества повторных обращений. 

Кроме того, в документе Минцифры фигурируют такие показатели, как наличие в умном городе IT-хаба, IT-школ, участниц программы TechOrda, и представительства Федерации спортивного программирования. Вероятно, по этим критериям многие города мира не «дотянули» бы до уровня казахстанских мегаполисов.