Популярный американский комедийный мультсериал «Симпсоны», впервые вышедший на экран 35 лет назад, считают пророческим. Сценаристы этого шоу не раз предугадывали важнейшие события: от президентства Трампа до участия в президентской гонке Камалы Харрис. Способно ли кино прогнозировать или программировать будущее? И есть ли в Казахстане свой кинопророк?
После того как представительница демократической партии США Камала Харрис объявила о желании поучаствовать в президентской гонке, американские СМИ тут же вспомнили «Симпсонов» 2000 года выпуска, а точнее, 17-й эпизод 11-го сезона, где к власти пришла первая в Америке женщина традиционной ориентации. Тогда героиня сериала и претендентка на главный государственный пост Лиза Симпсон была одета в фиолетовый костюм с белыми бусами. Точно такой же аутфит имела Камала Харрис в день, когда дала присягу в роли вице-президента. Правда, по сюжету действие происходит в 2030 году и женщина унаследовала «довольно ограниченный бюджет от экс-президента Трампа». В любом случае, мем о фиолетовом костюме двух дам тут же завирусился. Стали популярными и «кадры» шоу, где на Трампа совершено покушение и по сюжету он погиб. Но знатоки «Симпсонов» тут же разоблачили этот факт – оказывается, это был всего лишь фан-сервис, который гуляет в сети еще со времен президентства Трампа.
Что предсказали «Симпсоны» и как у них это получается?
Несмотря на комедийную обертку, «Симпсоны» – это мощное общественно-аналитическое шоу, которое разбирает на детали американское общество, анализирует его и как следствие – предсказывает некоторые тренды. В конце концов, аналитическими способностями должны обладать не только политологи и биржевые трейдеры, но и сценаристы. Говорят, что команда авторов ситкома состоит из хорошо образованных людей, в том числе – выпускников университетов Лиги плюща. Опять же многие идеи, которые в итоге становятся пророческими, возникают не на пустом месте – президентство Трампа в мультфильме 2000 года появилось, поскольку как раз в том году миллиардер участвовал в праймериз от Партии реформ. Правда, тогда во внутрипартийных выборах его кандидатура не прошла, но в 2017 году Трамп все же стал главой США.
В 2012 году сценаристы «Симпсонов» предсказали экономический кризис в Греции. В серии «Политические неумехи с Гомером Симпсоном» шла бегущая строка, которая сообщала: «Европа выставила Грецию на eBay». Но тогда Греция уже активно просила помощи у ЕС и спустя три года, в 2015-м, объявила дефолт. Кроме того, «Симпсоны» дважды вводили в сюжет глобальные пандемии и эпидемии – в 1993 году в 21-й серии четвертого сезона жители Спрингфилда (город, в котором живет эта семейка) боролись с инфекционным заболеванием – японским гриппом Осака. Спустя 26 лет такой вирус появился, но распространение его пошло из Китая. Такая же ситуация была и с Эболой – в 1997 году на экраны вышел третий эпизод девятого сезона мультфильма. Там домохозяйка Мардж предлагает своему заболевшему сыну Барту почитать перед сном книгу под названием «Любопытный Джордж и вирус Эбола». Спустя 17 лет в реальном мире вспыхнула эпидемия Эболы.
Стоит напомнить: история человечества такова, что ее уже не раз и не два переписывала какая-нибудь зараза, будь то чума или «испанка». Рано или поздно вирус, который изменит современный мир, должен был возникнуть. Да и вспышки той же Эболы уже были в Судане и Габоне еще в 1990-х, хоть и не приобретали глобальных масштабов. Только в 2014 году Эбола распространилась по всему миру.
«Симпсоны» предсказали вещи, без которых мы не можем сейчас жить
Первая, это, конечно, видеозвонок по телефону. В 1995 году в 19-й серии шестого сезона («Свадьба Лизы») Симпсоны говорят по видеозвонку, в той же серии фанаты разглядели устройство, напоминающее современные смарт-часы. На самом деле такие идеи у инженеров были еще начиная с 1960-х, но воплотить их в реальность смогли спустя десятилетия.
Появление тех или иных гаджетов предсказывает почти каждый хороший фильм. Например, великая «Космическая одиссея 2001 года» Кубрика – это кладезь идей для инженеров. Там можно увидеть и интерактивных помощников, и биометрическое распознавание личности, опять-таки подобие видеосвязи и планшетов типа iPad. Говорят, Apple даже обвиняли в заимствовании дизайна из этого фильма. Станций на Луне и полетов на Юпитер у нас пока нет, но кто знает, что будет с человечеством через пару десятилетий. Космический туризм, похоже, скоро будет набирать обороты.
И если с технологическими новшествами все более-менее объяснимо, то порой «Симпсоны» предугадывали не самые очевидные вещи. Например, то, что Disney однажды выкупит 20th Century Fox. Это сценаристы шоу показали еще в 1998 году, в пятом эпизоде 10-го сезона под названием «Когда ты захочешь стать выше звезд». Там висела вывеска, где сообщалось, что Fox – это часть Disney. Через 21 год, в марте 2019-го, компания завершила сделку по выкупу киностудии за $71 млрд.
Разрушение зданий Всемирного торгового центра показали сначала в кино. И не раз
Одно из самых известных «пророчеств» «Симпсонов» – о трагедии 11 сентября. В 1997 году в первой серии девятого сезона «Город Нью-Йорк против Гомера Симпсона» Барт показывает папе брошюру, на которой изображена цифра 9, а силуэты башен-близнецов расположены так, будто это число 11, в итоге получается 9.11 – то есть 11 сентября, если читать на американский манер. Уже через четыре года произойдет одна из самых крупных современных катастроф в истории Америки.
К слову, это знаменитое нью-йоркское здание кто только в кино не разрушал. За восемь лет до трагедии сцена исчезновения башен появилась в фильме «Супербратья Марио». Затем гордость Всемирного торгового центра горела в «Армагеддоне» Майкла Бэя в 1998 году, а также разрушалась в финале «Бойцовского клуба» Финчера (фильм снят в 1999 году).
Почему в конце 1990-х американские кинематографисты в своих фильмах один за другим уничтожали одну из главных достопримечательностей Нью-Йорка? И могло ли это спровоцировать террористов? На последний вопрос вряд ли кто ответит, но очевидно: образом разрушенных башен режиссеры хотели показать, что герои их картин переживали катастрофу, ведь башни-близнецы были одним из символов американской мечты.
Кто анализирует казахстанскую действительность?
Если в Америке все ориентируются на «Симпсонов», то в Казахстане талант предвидеть некоторые события есть у одного из лучших режиссеров авторского кино Адильхана Ержанова. Он в каком-то смысле предсказал январские события 2022 года, а также эпидемию коронавируса. Начнем в хронологическом порядке.
«Чума в ауле Каратас»
В 2016 году, за четыре года до пандемии COVID-19, Ержанов выпустил драму «Чума в ауле Каратас». По сюжету в небольшой забытый властями аул Каратас приезжает молодой аким. Он уже готов приступить к новым обязанностям, но вскоре понимает, что в поселке происходит что-то неладное, все кругом болеют и умирают, а действующая власть не торопится объявлять эпидемию, наоборот, она всеми силами это старается скрыть.
Вместо того, чтобы предпринять реальные меры по борьбе с заболеванием, чиновники пытаются освоить выделенный на это дело бюджет, например, покупают никому не нужную противогриппозную вакцину, естественно, тратят на это бешеные деньги. Аким не сдается и борется со старой властью как может.
И хотя под чумой в фильме Ержанова подразумевалась коррупция – болезнь, разлагающая любое общество, про картину снова вспомнили, когда случился ковид. И провели параллели – к примеру, для ясности художественной формы режиссер использовал в своей ленте чумных лекарей, носивших знаменитые маски с птичьим клювом, это придавало всему происходящему средневековый антураж. В реальности страна, впервые столкнувшаяся с таким количеством тяжело заболевших, когда в больницах не хватало мест, тоже стала напоминать средневековые города. Люди лечились на дому чуть ли не чесноком и бараньим жиром, некоторое время даже банальные антибиотики и антисептики в аптеках были недоступны. Сейчас, постфактум, особенно интересно смотреть эту картину Ержанова, сравнивая художественные образы и реальность пандемии.
«Штурм»: «Кто взрывал петарды? Это что, Новый год?»
В 2022 году драма Адильхана Ержанова «Штурм» участвовала в Роттердамском международном кинофестивале примерно через месяц после трагических январских событий в Казахстане. Показанные в этом социальном хорроре захват административного здания, невинные жертвы (в том числе среди детей), пулеметные очереди где-то поблизости и животный страх за жизни близких были похожи на мрачное предсказание о страшных событиях в стране (картина ведь снималась задолго до Кантара).
По сюжету действие происходит в самом коррумпированном ауле мира – Каратасе. Неизвестные в масках захватывают школу, но никаких требований не предъявляют. Чего они хотят, какие у них цели, кто они такие – никто не в курсе. «Мы даже не знаем, люди они или нет», – пугают друг друга родители. В самый нужный момент представители власти, обязанные защищать граждан, вдруг куда-то испарились. А из ближайшего большого города к Каратасу не пробиться из-за разразившегося бурана – спецназ приедет только через пару суток. Поскольку преступники обещают убивать по одному человеку раз в пять часов, времени ждать нет – за это время они перестреляют всех заложников. Из-за этого родители решают штурмовать школу самостоятельно.
Количество совпадений пугает. Это полицейские, которые оставляют свой пост, потому что не хотят рисковать жизнью за 150 тыс. тенге; это мародеры, взламывающие школьные холодильники; это люди, обычные граждане, которые самостоятельно организовались, чтобы спасти близких, пока придет помощь, да даже разыгравшаяся накануне спасательной операции стихия – не туман, а буря, из-за которой поселок отрезан от мира, все это пугающе знакомо. Например, там есть эпизод, где директор школы бегает по двору в панике со словами: «Ребята, кто взрывал петарды? Это что, Новый год? Кто взрывал?». И таких сцен немало.
Сам режиссер не раз подчеркивал, что «Штурм» – это не публицистическое кино, а психологическое, и если зритель видит там роковые совпадения, то это не больше, чем случайность.