Ресурсы | Газета Курсив №29

Как «КазМунайГаз» «проиграл» Министерству ЧС базу реагирования на разливы нефти в Каспии

Правительство создает государственное АО «Теңіз жасағы», функции которого почти полностью дублируют работу ТОО «KMG Systems & Services». В МЧС, которое будет владеть «Теңіз жасағы», говорят, что новое АО нужно для лучшего реагирования на ЧС на Каспии. Как теперь две структуры будут делить основной актив KMG Systems & Services – Северо-Кас­пийскую экологическую базу реагирования на разливы нефти?

фото: kmgss.kz

Северо-Каспийская экологическая база реагирования на разливы нефти на мелководье (СКЭБР) начала работать в 2012 году и уже тогда вызывала интерес Владимира Божко, занимавшего в то время пост министра по ЧС. Сохранились официальные документы, которые обязывают нацкомпанию КМГ (она строила СКЭБР) передать этот объект чеэсникам. Но этого не произошло. Сейчас, спустя более 10 лет, СКЭБР опять стала «предметом передела» между МЧС и КМГ.

От «дочки» к «дочке»

О необходимости создания базы реагирования стали говорить еще в начале 2000-х – в ожидании большой нефти на Кашагане. Проект СКЭБР нацкомпания «КазМунайГаз» (КМГ) разработала в 2007 году. Критике сразу же подвергся выбор места для базы – в дельте Урала, недалеко от природного резервата «Акжайык». Эту проблему поднимали экологи на слушаниях по строительству базы в 2010 году. В 2011 году представители НПО подали в суд на акимат Атырау, к которому административно относится база. Экологи обжаловали постановления городской администрации о выделении участков под объекты базы. В КМГ заявили, что участок размещения базы находится за пределами водоохранной зоны реки и природного резервата. В 2011-м началось строительство СКЭБР.

«Задачами СКЭБР будут экстренное реагирование на нефтяные разливы во время промышленной разработки и эксплуатации Кашаганского месторождения, а также других нефтегазовых месторождений, расположенных в северной час­ти казахстанского сектора Кас­пийского моря, осуществление мониторинга экологической и метеорологической ситуации», – писал тогда kursiv.media.

Созданием СКРЭБ занималось ТОО «ТенизСервис». В компании заявляли, что строительство базы осуществляется частично за счет кредита в 5,23 млрд тенге от КМГ. Первый транш в 2,7 млрд тенге был получен в 2011 году. В тот год балансовая стоимость СКЭБР составляла около 2,8 млрд тенге.

В 2012 году ТОО «ТенизСервис» завершило строительство СКЭБР и на излете того же года решило продать базу 100%-ной «дочке» КМГ «КМГ-Транскаспий». «Руководство компании считает, что продажная цена СКЭБР превысит его балансовую стоимость», – говорится в отчете «ТенизСервис» за 2012 год. В этом же документе балансовая стоимость базы значилась как «ноль тенге», а кредит от КМГ – уже 5,64 млрд тенге.

В октябре 2013 года завершилась продажа СКЭБР компании «КМГ-Транскаспий». Чистый доход «ТенизСервис» от продажи составил 372,96 млн тенге. Долга перед КМГ на конец 2013-го уже не было.

Все эти сведения были скрыты под «темной водой» отчетов компании, а «на поверхности», в информационном пространстве, журналисты наблюдали, как различные структуры перетягивают на себя СКЭБР.

Что известно о ТОО «ТенизСервис»?
«ТенизСервис» создано в 2003 году для развития береговой инфраструктуры, которая нужна для морских нефтяных операций. В 2007 году нацкомпания «КазМунайГаз» продала свои 51% в этой «дочке». Это было продиктовано желанием зарабатывать.
Дело в том, что КМГ или ее «дочки» (50% и более процентов акций) должны оказывать услуги в рамках Соглашения о разделе продукции на Кашагане без маржи. Поэтому 51% «ТенизСервис» продали в собственность Waterford International Holdings Ltd. Последняя «прописана» в Люксембурге и принадлежит одному из самых богатых бизнесменов Казахстана Айдану Карибжанову. Фото: kmgss.kz

Как Божко за божий дар переживал

Сначала журналистам говорили, что после окончания строительства базу возьмет в аренду добывающая компания NCPOC (ее правопреемником в 2015 году стал оператор Кашагана NCOC). В 2012 году представители NCOC сказали, что соглашение об аренде базы достигнуто и ведутся переговоры по некоторым деталям, в частности по оплате.

В декабре 2012 года Межведомственная комиссия обязала КМГ до конца I квартала 2013 года передать СКЭБР в ведение МЧС (базу тогда оценивали в 13,5 млрд тенге). МЧС распространило информацию об этом в марте 2013 года: прорабатывается вопрос о передаче СКЭБР военизированному противофонтанному отряду «Ак Берен» для создания на ее базе Специализированной морской аварийно-спасательной службы. В том же месяце специалисты КМГ заявили, что планируется совместное использование базы NCPOC и частями МЧС.

«Все переговоры в прошлом [2012] году велись под лейтмотив заявлений главы МЧС Божко о необходимости создания инженерного центра на Каспии: «Если мы развернем инженерный центр и специальную морскую пожарную часть на Каспии, наша готовность намного возрастет. Кашаган – это, с одной стороны, «божий дар» стране, с другой – по этому месторождению нужно принимать сложные технические решения, чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций», – написали в мае 2013 года журналисты газеты «Ак Жайык» и добавили сенсационную (для себя) информацию: – И вот последняя новость: СКЭБР уже передана МЧС».

В сентябре 2013-го журналистам опять пришлось удивляться: новым собственником СКЭБР стало не МЧС, а дочерняя компания КМГ – ТОО «КМГ-Транскас­пий». То есть решение о продаже СКЭБР от одной «дочки» к другой, принятое в декабре 2012 года, стало известно общественности почти через год.

Транскомпания

ТОО «КМГ-Транскаспий» было создано в 2008 году «для реализации крупного проекта по транспортировке казахстанской нефти». Речь шла о Казахстанско-­Каспийской транспортной системе (ККТС) как альтернативе КТК – Каспийскому трубопроводному консорциуму. Однако в 2011 году работы по ККТС приостановили из-за неопределенности, связанной с реализацией 2-й и 3-й фаз месторождения Кашаган.

Летом 2012 года правление КМГ решило поменять «дочке» специализацию – на создание и эксплуатацию СКЭБР. В 2014 году «дочке» поменяли и название – на KMG Systems & Services. Она до сих пор осуществляет следующие виды деятельности:

  • 1. предоставление в пользование, эксплуатация, управление и сервисное обслуживание Северо-Каспийской экологической базы реагирования на разливы нефти и других объектов инфраструктуры поддержки морских нефтяных операций, проводимых на шельфе Каспийского моря;
  • 2. создание объектов инфраструктуры поддержки морских нефтяных операций, проводимых на шельфе Каспийского моря;
  • 3. работы по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и на суше;
  • 4. участие в проектах по производству и сервисному обслуживанию нефтегазового оборудования;
  • 5. оказание технической поддержки в нефтегазовой отрасли.

Главное, что приносит доходы KMG Systems & Services, – это арендная плата со стороны NCOC. Оператор Кашагана в 2013 году взял в аренду на 10 лет СКЭБР. Между сторонами есть договоренность, что контракт об аренде, который истек в 2023 году, можно продлевать. Но непонятно, продлили контракт в 2023 году или нет.

«NCOC не может предоставлять комментарии касательно коммерческих вопросов конфиденциального характера», – написали «Курсиву» из отдела по внешним коммуникациям NCOC. Из КМГ на этот вопрос редакции не ответили.

Три уровня реагирования на разливы нефти:
1-й уровень – незначительные разливы, не превышающие десяти тонн нефти. Ликвидируются самими разработчиками месторождения. Если говорить о Кашагане, то у НКОК есть база реагирования на острове D и специальная группа из примерно 100 человек, которые занимаются ликвидацией разливов.
2-й уровень – умеренные разливы нефти (от 10 тонн до 250 тонн). Для ликвидации разработчики месторождений привлекают ресурсы с берега. Здесь подразумевается участие СКЭБР – для устранения разливов в мелководной среде. 
3-й уровень – крупные разливы нефти (от 250 тонн). На помощь нефтедобытчикам и ресурсам с берега привлекаются международные компании.
Фото: kmgss.kz

Плавная передача

В июле 2024-го МЧС опубликовало на портале «Открытые НПА» проект постановления «О создании акционерного общества «Теңіз жасағы». В проекте указано, что владеть и пользоваться этим АО будет МЧС. Список видов деятельности «Теңіз жасағы» практически дословно повторяет перечень функций KMG Systems & Services. Самое интересное в этом проекте – СКЭБР «уходит» под МЧС, как и хотел более 10 лет назад экс-глава министерства Божко.

«Те функции и задачи, которые стоят перед ТОО «КМG Systems & Services», плавно перейдут в новое созданное АО «Теңіз жасағы» для исполнения ранее взятых обязательств. Это позволит сохранить имеющиеся рабочие места и нарастить потенциал по увеличению сил и средств для ликвидации аварийных разливов нефти, а также оказания помощи при аварийных случаях не только на шельфе, но и по всей акватории Каспийского моря (КМG Systems & Services работает только на шельфе. – «Курсив»). Это включает наращивание ресурсов воздушными и морскими судами, а также закупку спасательного оборудования и снаряжения как на море, так и на суше», – объяснили в МЧС.

Директор компании PACE Analytics Аскар Исмаилов говорит, что такая структура, как «Теңіз жасағы», необходима стране, особенно с учетом того, что Кашаган не единственное месторождение в казахстанском секторе Каспия. Исмаилов также предлагает обратить внимание на тот факт, что в штате КМG Systems & Services порядка 30 человек, часть из которых – офис­ные работники. То есть не все будут подключаться к решению проблем, связанных с ЧС на морских месторождениях.

«Если мы посмотрим на одну из последних ЧС, когда в Шымкенте горела сера, то там были задействованы 300 пожарных. А это не такой большой участок по сравнению с разливом нефти. 30 человек не смогут справиться. У МЧС больше ресурсов и опыта – пусть это тушение пожаров на земле, борьба с паводками, но организационные моменты у них отработаны. МЧС в этом смысле справится намного лучше, чем «дочка» КМГ», – уверен Аскар Исмаилов.

В таком случае возникает вопрос, почему подобная структура создается только сейчас, почти через 30 лет после подписания с иностранцами соглашения о разработке Кашагана.

В МЧС объяснили, что при создании «Теңіз жасағы» они опираются прежде всего на постановление правительства «О подписании Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море» от 2014 года. В документе прописано, как Прикаспийские страны намерены создавать и совершенствовать системы взаимодействия по предупреждению и ликвидации ЧС.

«В связи с чем в первую очередь необходимо создание резервов для оперативного реагирования, частью которых являются базы поддержки морских операций по всей береговой линии казахстанского сектора Каспийского моря, протяженность которой составляет более 1200 км, на которых должна быть размещена вся необходимая специализированная спасательная техника и оборудование, – ответили в МЧС. – Что касается задержки в создании такой структуры, этому поспособствовало вливание МЧС в состав МВД (с 2014 по 2020 год. – «Курсив»), где ряд направлений перешли на долгосрочные проекты».

Как юридически будет оформлен переход функций и имущества (СКРЭБ, вероятно, будет менять собственника) от ТОО «КМG Systems & Services» к АО «Теңіз жасағы», неизвестно.

Из «КазМунайГаза» пришел немногословный ответ по этому поводу: «В связи с поручением главы государства в настоящее время осуществляется передача имущества ТОО «KMG Systems & Services», связанного с ликвидацией аварийных разливов нефти, в структурное ведомство при МЧС РК. Предоставление дополнительной информации возможно после завершения процесса передачи имущества».

Из МЧС на вопрос о возможности создания «Теңіз жасағы» на базе уже работающего и выставленного на приватизацию КМG Systems & Services ответили так:

«В процессе обсуждения с заинтересованными государственными органами было единогласно поддержано создание АО «Теңіз жасағы». Создание АО «Теңіз жасағы» направлено на укрепление региональной безопасности, что соответствует национальным интересам».

Уставный капитал нового АО составит 50 000 МРП (184,6 млн тенге), туда же передадут два беспилотных летательных аппарата и насосную станцию – на общую сумму 194 млн тенге. Для сравнения: уставный капитал KMG Systems & Services в 2022 году составил 9,3 млрд тенге, а стоимость его зданий и сооружений (читай: СКЭБР) – 7,28 млрд тенге.

Сам проект постановления о создании «Теңіз жасағы» находился на обсуждении до 26 июля 2024 года и ушел в архив. К моменту публикации материала правительство официально еще не создало новое АО.