Банки Казахстана в июле купили на внебиржевом рынке 1,7 млрд евро, что на 98% больше июньского показателя, свидетельствует статистика Нацбанка, опубликованная на сайте регулятора.
Основная часть — 98,4% — сделок пришлась на операции между казахстанскими банками. Только 37,1 млн евро были задействованы в транзакциях, где одной стороной выступали иностранные кредитные организации.
В июне банками было приобретено 17,5 млн евро, что, в свою очередь, на 63,3% меньше, чем в мае. Июньский показатель стал минимальным в нынешнем году, в то время как июльский, напротив, с большим отрывом максимальным.
Еще более существенный рост наблюдался по сделкам по приобретению юаней: 3,9 млрд купленных юаней в июле против 131,5 млн в июне (увеличение в 29,6 раза). Также казахстанские банки купили 18,9 млрд рублей (против 12,8 млрд месяцем ранее) и $9,9 млрд ($10 млрд в июне).
Единственной из учитываемых Нацбанком валютой, которую казахстанские банки не покупали в июле, стал британский фунт стерлингов. С января по апрель приобретались по 100 тыс. фунтов, затем сделки прекратились.
Опрошенные российским изданием РБК специалисты связывают рост объема покупок евро с частичным переходом на казахстанский внебиржевой рынок российских компаний на фоне введения санкций в отношении Московской биржи. Ограничения привели к остановке торгов долларами и евро на главной российской площадке.
Объем торгов юанями, в свою очередь, вырос, скорее всего, из-за изменения механизма оплаты китайского импорта в Россию. Это произошло на фоне новостей о нежелании китайских банков проводить операции напрямую с российскими.
«Вероятно, компании используют тенге, которые они получают от экспорта в Казахстан напрямую или покупают через банки у экспортеров [в России], для покупки юаней в Казахстане, чтобы уже с местных счетов импортировать товары из Китая. Это может быть быстрее, чем рассчитываться с российских юаневых счетов», — отметил экономист Bloomberg Александр Исаков.