Олимпийская форма в этностиле: почему так много «за» и столько же «против»
Главный модный хит Олимпийских игр в Париже, форма монгольской сборной, как оказалось, понравилась далеко не всем. Особенно – в родной Монголии. Причина: ее явное сходство с национальной одеждой маньчжуров, сегодня – одним из этнических меньшинств Китая, а когда-то – могучим народом, сумевшим покорить и китайцев, и монголов.
Вспоминаем другие случаи использования этнических мотивов при создании олимпийской формы и пытаемся ответить на «вопрос ребром», несколько лет назад поставленный одной из грузинских болельщиц: «это спортивное мероприятие или фольклорный фестиваль?».
Чехия: от «блаудрука» до «болоньяка»
Начать хочется с красивого: с формы олимпийской сборной Чехии. Перед летними Играми в Токио 2021 года чешский дизайнер Зузана Осако объяснила, что «хотела подчеркнуть красоту силуэтов наших национальных костюмов, в том числе существенную разницу между мужской и женской фигурами». (Очень смелое высказывание в эпоху одежды unisex и всех этих обсуждений гендерной идентичности). Форма на самом деле не оставляла сомнений: на стадионе – чешские олимпийцы.
Классическое сочетание белого и синего с небольшими акцентами красного цвета, где синий – это знаменитая узорчатая печать на ткани, которая на чешском называется modrotisk.
Более привычное название для всей Европы, где ее считают своей как минимум пять стран – блаудрук. В 2018 году ЮНЕСКО включила блаудрук в список Нематериального культурного наследия, удовлетворив совместную заявку Германии, Австрии, Венгрии, Чехии и Словакии. В Чехии и сегодня можно увидеть мастерские со 100-летними деревянными пресс-формами для окрашивания ткани в синий цвет, но так, что при этом на ней остается белый орнамент.
Еще один отсыл к чешским ремеслам в форме 2021 года – небольшая лубяная (из внутренней части коры дерева) сумка-cross body.
В форме 2024 года тоже используется историческое наследие – знаменитое чешское стекло. Из него сделаны небольшие подвески-амулеты для олимпийцев, и это единственная относительно этническая деталь в костюмах чешской сборной.
Очень эффектных костюмах: дизайнер Ян Черный одел команду в плащи (как показало открытие Олимпиады, очень предусмотрительно), которые в Чехии называют «балоньяк». Интересно, что эта идея пришла к нему как раз в Париже, во время стажировки в Louis Vuitton. «Я часто ходил по набережной Сены там, где будет проходить церемония открытия Олимпиады, — рассказывал дизайнер. — У реки всегда дует ветер. В этот момент мне и пришло в голову, что хорошо бы создать для спортсменов нечто вроде плаща, который больше куртки или пиджака, и он будет хорошо развеваться на ветру. Думаю, что такой вариант нам позволит привлечь к себе внимание». Он не ошибся.
Кыргызстан: «Как будто комузчу»
«Как будто все спортсмены — комузчу», — написал один из пользователей социальных сетей в Кыргызстане после публикации фотографий парадной формы для летних Олимпийских игр 2020-2021 в Токио. «Это Олимпиада! Многие спортсмены выходят на открытие и закрытие Олимпиады в национальных костюмах, это правильно и очень красиво!» — парировали другие.
Автор формы, известный кыргызский дизайнер Дильбар Ашимбаева, руководитель Дома моды «Dilbar» (известный в том числе тем, что она много лет работает над стилем первых леди КР), подробно рассказала о концепции коллекции.
«Наша страна хотела выразить глубокое почтение и уважение хозяйке Олимпиады — Японии… Поэтому мы использовали изображение сакуры. Это настоящая вышивка. Следующая отсылка к Японии — это волнообразные узоры синего цвета на рукаве. Это чешуя дракона, который в Японии олицетворяет божественную силу».
«Другая часть орнаментов связана с культурой Кыргызстана. Узоры на плече — это рога марала. Это изображение… с древних рисунков. Возможно, многие граждане привыкли к определенным узорам, но на самом деле у нас огромное разнообразие узоров с глубоким смыслом, и я стараюсь их показывать в своих работах. Это кожаная вставка. Покойный Мурат Саралинов (был президентом Национального олимпийского комитета КР, скончался в 2015 году) часто говорил, что рога марала для нашей олимпийской сборной являются своего рода визитной карточкой. По легенде, Умай эне оберегает своих детей, и я хотела заложить такой оберег в костюмы наших спортсменов».
Оберег, похоже, помог: на тех Олимпийских играх сборная Кыргызстана показала свой лучший результат, завоевав две серебряные и одну бронзовую медаль.
Грузия: петиция против формы
Форма грузинских олимпийцев – еще один «чемпион» по восторженным откликам во всем мире и негативной реакции в родной стране. Как признавались сами спортсмены перед Играми 2016 года в Бразилии, это заставляет их нервничать – а у них и так хватает поводов для беспокойства. Тогда недовольные парадной формой даже собирали подписи под петицией с требованием срочно изменить ее – но было уже поздно.
Что не понравилось? «Почему эта форма обладает явно выраженными восточными чертами и элементами? — говорила искусствовед Изольда Меликишвили. — За основу, якобы, взят костюм из региона Аджария. Но там нет таких орнаментов! И женщины там никогда не носили белый низ. А головные уборы, которые мы на них видим, вообще носили мужчины!».
Через несколько лет, перед Олимпиадой в Токио, грузинские СМИ сообщили: на этот раз создание формы доверили не только дизайнеру, но и историку моды Симону Мачабели.
Цвета национального флага – белый и красный, надпись «Сакартвело», древний грузинский символ борджгали (солнца и бесконечности) и «кабалахи», капюшон-башлык с кисточкой, традиционный мужской головной убор в Западной Грузии. Как объяснил Симон Мачабели, «с самого начала кабалахи появился из-за необходимости наличия маски, поскольку мы в состоянии пандемии, а это наш национальный аксессуар».
Та форма особых нареканий не вызывала – в отличие от нынешней. Пользователи Facebook сделали коллаж, сопоставив форму олимпийской сборной и обертку конфет «рачки». Еще ругали лампасы на брюках, сравнивали с экипировкой сборной России, созданной компанией Bosco к Играм в Лондоне в 2012 году, и т.д.
У конфет, российской формы от Bosco и грузинской на самом деле есть нечто общее – это цвета. Белый и красный. Напомним: цвета грузинского флага. Кстати, в этом году за парадную форму снова отвечал Симон Мачабели – и европейские медиа и пользователи соцсетей выразили свое восхищение его работой и талантами грузинских дизайнеров вообще: их сегодня хорошо знают во всем мире.
Английская роза, шотландский чертополох, нарцисс из Уэльса и клевер из Северной Ирландии
Британская марка Ben Sherman (к слову, впервые они одевали олимпийскую сборную 20 лет назад, в 2004 году) нашла для Олимпийских игр в Париже остроумное решение. «На этот раз дизайн отражает меняющийся ландшафт британской моды и культурной идентичности, — сказала Рейчел Террас, главный бренд-менеджер Marquee Brands, материнской компании Ben Sherman. Той самой идентичности, что в разных частях Соединенного Королевства своя, поэтому бомберы белого цвета с синими рукавами украсили цветочная вышивка: роза (цветок Англии), чертополох (Шотландия), нарцисс (Уэльс) и клевер (Северная Ирландия). Все это символизирует единство народов Соединенного Королевства.
Индия: принт вместо настоящего иката
Пользователи социальных сетей в Индии в этом году тоже не особенно стеснялись в выражениях: «невыразительная» — это, пожалуй, самое мягкое, что они писали о своей олимпийской форме, а дальше шли «безвкусная», «вопиющая несправедливость по отношению к индийским традициям ткачества», «принт вместо настоящего иката – вы серьезно?» и т.д.
И здесь требуется пояснение. Икат – это название особенного способа создания узора: ткач использует нити с частичным окрашиванием, они и образуют те эффектные зигзаги, ромбы, полосы, которыми мы привыкли восхищаться, глядя на ткани, выполненные в этой технике. Икат получил распространение во многих странах мира, от Узбекистана до Индонезии, и в Индии тоже по праву считают ее своей.
Так вот, в форме индийской олимпийской сборной на Олимпиаде 2024 использован не настоящий икат, а имитирующий его принт, что, по мнению многих жителей Индии, неприемлемо для страны, которая справедливо гордится своими древними традициями текстиля. Дизайнер Тарун Тахилиани (к слову, это в его костюме Ким Кардашьян была на недавней свадьбе Амбани) объяснил, почему так получилось: «Да, мы использовали отпечатки, потому что мы не могли соткать за три недели, в установленные нам сроки. Так смешно ожидать этого. Только обувь была парчовой из Бенареса».
Тахилиани надо было сделать костюмы для 300 человек – спортсменов и официальных лиц. Для сравнения: у монгольских дизайнеров было три месяца на одежду для 32 спортсменов.
Монголия: «Такие костюмы можно заказать в Китае»
И, возвращаясь к Монголии. Монгольские пользователи социальных сетей тоже сделали коллажи, разместив рядом костюмы олимпийской сборной, которые вызвали такой восторг во всем мире, и картинку с китайского сайта, где продается маньчжурская национальная одежда. Масла в огонь подлили китайцы: «Одежда маньчжуров в китайской династии Цин! Как она стала монгольской одеждой?», «Потому что маньчжуры из Монголии!», «У нас много этнических групп и культур»…
Кстати, отвечая за пару недель до открытия Олимпиады на вопросы gq.com о вдохновении, дизайнеры бренда Michel&Amazonka, создавшего форму для монгольских олимпийцев, сказали следующее: «Наше вдохновение — Наадам. Надам похож на Олимпийские игры. Это большой фестиваль, который проходит в Монголии в июле, когда люди наряжаются для церемонии открытия. Вы можете увидеть подобные дизайны повсюду в Монголии. Он очень красочный, а тот, который мы сделали для Олимпиады, более сдержанный. Он немного более нарядный, с вышивкой, но это — традиционная одежда».
Казахстан: «Главное, чтобы наши медали завоевывали»
«Курсив» уже не раз писал об олимпийской форме казахстанских олимпийцев разных лет, и в том числе – об использовании этнических мотивов. Как показывает опыт, иногда это удачно, и тогда форма казахстанских знаменосцев оказывается на выставке в Лувре в числе лучших олимпийских костюмов, иногда – откровенно неудачно, о чем казахстанцы обязательно пишут в социальных сетях. А что думают профессионалы модного рынка о нынешней форме?
Как сказал известный дизайнер Айдархан Калиев, который первым представил миру казахский нео-фольклор в моде, олимпийскому комитету и министерству спорта РК нужно обращаться к знатокам: они объяснят разницу между парадным казахским костюмом (мы же говорим о парадной олимпийской форме) и, скажем, одеждой чабана. Не говоря уже о том, что налобное украшение на Ольге Сафроновой, знаменосце сборной РК на Играх в Париже, скорее вызывает ассоциации с якутским национальным костюмом, чем с казахским.
Этнодизайнер Тілек Султан считает, что у нашей страны должен наконец появиться свой символ: как кленовый лист у канадцев или цветок сакуры и японцев.
Тогда будет достаточно небольшой детали, чтобы зрители на стадионах и перед экранами понимали, что идет казахстанская сборная – и без «айыр калпак» или шапана не самого удачного дизайна. Что касается формы этого года, то Тілек решил просто не обращать на нее внимания: «Главное, что наши медали завоевывают».