Как инвестировать в small-cap: пять cоветов от Чака Ройса, легенды Уолл-стрит
«Нас интересуют три вещи: сильный баланс, успешный опыт ведения бизнеса и потенциал прибыли в будущем», — так описывает свою философию инвестиций Чак Ройс, управляющий портфелем в Royce Investment Partners. Ройс более полувека назад одним из первых на Уолл-стрит начал на постоянной основе инвестировать в компании малой капитализации. Какими принципами инвестирования он руководствуется?
Пионер малой капитализации
В сентябре 2024 года, после более чем 60 лет на Уолл-стрит, Чак Ройс оставит пост управляющего портфелем Royce Investment Partners, оставшись старшим советником компании.
Royce Investment Partners управляет активами на $11,8 млрд — и 98% из них инвестировано в компании малой капитализации, писал Business Insider в 2023 году. Компания, в том числе, управляет 11 открытыми и тремя закрытыми фондами и фондом ETF, который за последние пять лет (на 31 июля) превзошел индекс компаний малой капитализации Russell 2000 на 2,83% по рыночной стоимости (market price return).
Уоррен Баффет начал инвестировать на рынке еще до того, как появился индекс S&P 500 в 1957 году. Чак Ройс тоже опередил время — он начал инвестировать в компании малой капитализации (обычно от $250 млн до $2 млрд) за 10 лет до того, как для них появился свой индекс Russell 2000. «Мы были на раннем этапе определения этой категории для инвестирования», — рассказывал Ройс Business Insider.
Ройс — «пионер в акциях малых компаний», говорит про него Консуэло Мак, ведущая новостной программы WealthTrack, проработавшая до этого более 10 лет в The Wall Street Journal. Ройс — легенда в секторе малой капитализации и «один из последних представителей поколения звездных менеджеров», цитирует Financial Times Дэна Каллотона, директора, редактора и менеджера по исследованиям Morningstar.
Ройс начал заниматься финансами в 1960-х, еще будучи аналитиком, писал Financial Times. В 1972 году он взял на себя управление взаимным фондом Pennsylvania, который позже был переименован в фонд Royce Small-Cap. В 1973 году, в первый год управления фондом Pennsylvania, Ройс потерял 40%, но уже год спустя получил доходность 120%, писал Forbes. В 2001 году компанию Ройса приобрела компания Legg Mason (затем ее саму купила Franklin Templeton). Forbes назвал это примером удачной инвестиции — Ройс получил Pennsylvania почти за бесценок, а продал за $115 млн (по условиям сделки, он мог получить еще $100 млн, если фонд под его управлением достигнет определенной доходности).
Несмотря на смену владельцев, фонд сохранил имя, стратегию и команду.
О выходе на пенсию Ройс сообщил в июле, примерно в одно время с началом «великой ротации» капиталов на Уолл-стрит. Позитивные данные по инфляции в США, которые усилили ожидания скорого снижения ставок ФРС, а также растущие опасения инвесторов по поводу пузыря в бигтехах привели к тому, что трейдеры начали перекладывать активы в акции компаний малой капитализации. Как итог: в июле индекс Russell 2000 опередил индекс Nasdaq Composite, в котором преобладают технологические бумаги. «Я приурочил свой выход на пенсию к началу взлета рынка акций малой капитализации — это было частью нашего плана 10 лет назад», — шутил Ройс в разговоре FT.
Он заявил, что планирует продолжить изучение акций небольших компаний даже после того, как закончит управлять фондами. «Мне нравится это делать, — сказал он. — И, вероятно, я буду делать это вечно».
В чем состоит его стратегия?
- Избегать крупных имен
Его подход — избегать крупнейших имен из S&P 500 в пользу менее известных с прибылью выше среднего и привлекательными оценками, писал FT.
В портфеле Ройса нет ни Microsoft, ни IBM, ни Walmart. Зато он инвестировал в «несексуальные», как их называет Forbes, компании, например, в производителя трикотажных тканей Fab Industries, выхлопных коллекторов Wescast Industries и охладителей молока для ферм Paul Muller.
Business Insider перечислял несколько активов из портфелей фондов Royce. Air Lease занимается лизингом самолетов. Ее выбрали для инвестиций, потому что сочли, что спрос на самолеты со стороны авиакомпаний растет и производители не всегда могут его удовлетворить, говорится на сайте Royce Investment Partners. Кроме того, в авиаотрасли есть потенциал развития маршрутов, особенно международных. Другая компания из портфеля — Simpson Manufacturing, производящая стройматериалы. Потенциал ее роста зависит от спроса на жилье в США.
- Искать компании с сильным балансом
Forbes описывал стратегию фондов Ройса так: вместо того, чтобы вкладываться в «гламурные» компании, он сделал ставку на те, в которых большинство инвесторов не искало выгоды. В 1970-х Ройс наблюдал, как Уолл-стрит накачивала пузырь в Nifty Fifty — так неофициально называли примерно 50 акций крупнейших компаний, считавшихся надежными, — таких, к примеру, как как Polaroid и Kodak, а затем увидел, как они эффектно рухнули. «Я понял, что дело не в убедительной истории, — говорит он. — Компания также должна иметь сильный баланс».
Позже Фрэнсис Гэннон, содиректор по инвестициям Royce Investment Partner, объяснял в интервью Business Insider: «Мы, как правило, фокусируемся на компаниях, которые имеют высокую доходность инвестированного капитала, низкую задолженность, прочные балансы и не обязательно нуждаются в доступе к капиталу».
- Риск и диверсификация так же важны, как и вознаграждение
Сам Ройс считает небольшие компании неизведанными сокровищами фондового рынка. Однако интерес к ним появился у инвестора не сразу. После некоторых трудностей Ройс обнаружил: покупка высококачественных компаний поменьше и диверсифицированный портфель — хороший способ ограничить убытки. «Я пришел к выводу, что риск так же важен, как и вознаграждение», — говорил он Business Insider.
Существует несколько «совершенно разных» разновидностей инвестирования в компании малой капитализации, писал о Royce FT. Например, один из фондов инвестирует в основном в компании, выплачивающие дивиденды, другой — в компании малой капитализации, третий — в микро-компании. «Люди говорят, что дешевые акции ничего не стоят, но есть столько же великолепных компаний с малой капитализацией с большими доходами [как и крупных]», — говорил Ройс Forbes.
- Выбирать акции так, как будто покупаешь целую компанию
Ройс в интервью WealthTrack рассказывал, что он вкладывает в каждую акцию так, как будто покупает компанию целиком — ведь он инвестирует на долгосрочную перспективу. И хотя цифры имеют решающее значение, не менее важно и понимание экосистемы компании, вот почему необходимо связаться с ее клиентами, поставщиками и даже конкурентами.
- Инвестировать на долгий срок
Ройс любит вкладываться в компании, чье руководство находится у руля как минимум пять лет, покупать их дешево и держать, писал о нем Forbes. Сам Ройс говорил изданию, что большинство акций, которые показывают хороший результат сейчас, — это акции, которыми фонды Royce владели годами.
Что будет дальше с компаниями small-cap
Дэн Каллотон из Morningstar подсчитал: если бы мудрый пятилетний ребенок доверил флагманскому фонду Royce $10 000 в 1975 году, сегодня он имел бы около $9,5 млн. Для сравнения, те же инвестиции в индекс S&P 500 за это время принесли бы около $3,1 млн.
Если недавние показатели компаний small-caps, связанные с «великим разворотом», сохранятся, компании с малой капитализацией могут выиграть от «феноменального сдвига в психологии», говорил в июле Ройс.
Однако август начался с панической распродажи на мировых рынках. И теперь не все аналитики поддерживают позитивные прогнозы для компаний сектора.
Защитные акции будут процветать, а акции компаний малой капитализации — увядать, считает Майкл Уилсон, главный стратег по американским акциям Morgan Stanley. «Мы не обязательно ожидаем, что компании с малой капитализацией будут отставать от больших компаний в такой же степени, как это было в последние несколько лет. Однако мы все же видим относительный потенциал снижения индекса Russell 2000, учитывая ухудшение потребительской среды и ситуации на рынке труда, а также тот факт, что акции с меньшей капитализацией, как правило, гораздо более чувствительны с экономической точки зрения», — полагает он.
Управляющий директор по фундаментальным инвестициям в Goldman Sachs Asset Management Люк Баррс, напротив, сообщил, что инвестбанк «думает» о возможности покупки акций технологических компаний и компаний малой капитализации. По его мнению, распродажа на фондовом рынке в США «сняла большую часть пены», сделав эти активы привлекательными.