Кино и сериалы

«Велошах»: казахстанское кино, которое оценил Роберт Де Ниро

В Алматы прошел первый фестиваль женского кино Qyzqaras, где показали картины, снятые режиссерками со всего мира. Хотя в программе смотра были даже призеры Каннского кинофестиваля, самый большой интерес вызвали местные работы. Одна из них – квир-трагикомедия «Велошах» Асель Аушакимовой, победившей в этом году на Tribeca. 

кадр из фильма «Велошах»

Казахстан не отстает от мировых фестивальных трендов – впервые был организован фестиваль, где показали самое новое кино, снятое женщинами. Организаторкам удалось пригласить даже победителей Канн – нежную индийскую ленту «Все, что нам кажется светом» Паял Кападиа, завоевавшую в этом году Гран-при конкурса, а также прошлогоднюю обладательницу главного приза секции «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля – тинейджерскую драму «Как заниматься сексом» Молли Мэннинг Уокер. Но полные залы собрали картины, снятые именно нашими режиссерками. Оказалось, их у нас уже немало. Это «Тұл» талантливой Шарипы Уразбае­вой; «Мадина» Айжан Касымбек (эта драма участвовала в Токийском кинофестивале, а ее успешная операторка Айгуль Нурбулатова получила приз отечественной премии «Выбор критиков»); это дебют Малики Мухамеджан «Ласточка» (проект участвовал в Шанхайском кинофестивале) и, наконец, сатирический «Велошах» Асель Аушакимовой (у нее приз за лучший иностранный фильм на нью-йоркском кинофестивале Tribeca). О ней мы и расскажем подробнее. 

Квир-, фем-кино, награжденное в Америке 

Победить на Tribeca – кинофестивале, организованном самим Робертом Де Ниро, почетно, тем более получить приз в одной из престижнейших категорий – «лучший иностранный фильм». Для Асель Аушакимовой, бывшей банковской служащей, которая решила переучиться на режиссера и попробовала сама снимать кино о том, что ее волнует, это уже вторая полнометражная картина. Героиней первой работы Аушакимовой, которая называлась Welcome to the USA, была девушка-лесбиянка, выигравшая грин-карту. Весь фильм она пытается понять, стоит ли ей уезжать из Казахстана или все же следует остаться. Несмотря на квир-тематику, Welcome to the USA получил прокат в Казахстане. Правда, лента шла с рейтингом 21+ в ограниченном прокате в одной из независимых кинотеатральных сетей, которая выделила под эту работу два-три кинотеатра и «взрослое» время – после 22:00. А все из-за того, что в ленте был эпизод с поцелуем двух девушек. В результате массовый зритель эту работу так и не увидел. 

Для Аушакимовой квир-тема – важнейшая в творчестве, и так совпало, что сейчас ее работы как нельзя лучше подходят под конъюнктуру подавляющего большинства современных  кинофестивалей. К тому же Асель Аушакимову действительно можно считать по-настоящему независимой режиссеркой, ведь она снимает, как правило, на собственные средства или на гранты зарубежных фондов. Так, прежде чем получить финансирование на новый проект, режиссерка участвовала в четырех международных кинорынках, в том числе в секции Work and Progress на кинофестивале в Карловых Варах, где показывают черновой монтаж еще неоконченного проекта. В итоге ее второй фильм был снят при поддержке норвежских и французских фондов. Единственным продюсером с казахской стороны стала Алмагуль Тлеуханова (ее самое известное детище – мелодрама Абделя Фифтибаева «Бойжеткен. Все из-за нее»). 

кадр из фильма «Велошах»

О чем картина «Велошах» и почему она получила приз

«Велошах» – это почти документальный памятник абсурду казахстанской действительности, где показана беззастенчивая коррупция, о которой сама Асель часто высказывается в своих соцсетях (под ее критику попадают абсолютно все), выдуманные кем-то государственные программы и сюрреалистические репортажи в казахстанских СМИ, снятые где-то в параллельной вселенной. Но главное зло в этих «критических» материалах из Зазеркалья, конечно, не органы власти, превышающие свои полномочия, и отдельные лица, занимающиеся крупными хищениями, а «опасные» феминистки и ЛГБТ-активистки, которые решили устроить митинг и заявить о своих правах на свое же тело. 

Главной героиней фильма, снятого известным оператором Айдаром Оспановым, становится казахстанская журналистка Дина (Салтанат Наурыз), которая работает на одном из местных гостелеканалов с приставкой «Нур». Все ее репортажи – это зарисовки из несуществующей жизни. Так, картина начинается с сюжета про выдуманный вид спорта под названием «велошах» – сначала игрок делает ход на шахматной доске, а потом крутит педали, получается якобы совмещение интеллектуальной и физической нагрузки. Как рассказывает сама авторка в своем интервью vlast.kz, она наткнулась на заметку о велошахе в каком-то из СМИ, и ей явление показалось настолько абсурдным, что захотелось начать с этого свою трагикомедию. Режиссерка не стала ходить далеко – она легко собрала с десяток таких репортажей и сделала из них фильм. Например, журналистский опус, где репортерша  вещает об успешно промодернизированном сознании, Асель Аушакимова скопировала из сюжета одного из наших каналов. 

кадр из фильма «Велошах»

Целыми днями Дина из «Велошаха» рассказывает своим зрителям не о реальных проблемах, а о фантазийных – то об общественных приемных, организованных где-то на пустыре ради галочки, то об открытии местных ученых: жизнь на Земле зародилась именно в Казахстане. Суррогатная наука, имитация помощи нуждаю­щимся гражданам, разборки с активистами, даже с теми, которые решили выйти на площадь с пустым плакатом… В «Велошахе» много того, что мы видим вокруг себя в обычной жизни. Большая часть картины – это серия таких смешных репортажей, снятых даже не в злой, саркастичной манере, а скорее в ироничной тональности. Все меняет финал, в котором разворачивается настоящая трагедия. 

Что же покорило в этой работе жюри Tribeca? Вероятно, темное обаяние нашего родного казахстанского абсурда. Нам он кажется какой-то обыденностью – мы и не такое видели, а им, вполне может быть, представляется чем-то новым. Интересно, что в некоторых западных рецензиях на «Велошах» авторы упоминали и другого нашего любителя абсурда – Адильхана Ержанова. Только Ержанов любит выносить все в вымышленный аул Каратас и делать максимально остросоциальный сюжет с очень черным юмором, а Асель предпочитает лишь документировать реальность, обращая внимание на интересы дискриминируемых граждан. Это забавно, учитывая, что режиссеры из разных весовых категорий и отличающихся художественных принципов и всегда стараются максимально дистанцироваться друг от друга. Но оба, каждый со своей позиции, говорит об абсурде как о категории искусства. 

Одним из преимуществ «Велошаха» стал свежий взгляд молодой женщины из Казахстана – никаких аулов, степей и тягот провинциальной жизни, герои – городские жители, которые ходят на митинги, борются против дискриминации и за свое право идентифицировать себя так, как это удобно им. 

Причем тут квир-тема 

За тему нетрадиционной ориентации в «Велошахе» отвечает сюжетная линия сестры Дины, а по совместительству фем- и ЛГБТ-активистки Жанны (Асель Абдимавленова). Дина, казалось бы, во всем поддерживает сестру: принимает ее романтический выбор, искренне интересуется ее девушкой и по-доброму улыбается, когда видит на своей кухне с утра новые арт-объекты, сделанные сестренкой – прокладки, щедро измазанные красной краской. Их активистка собирается использовать в своем митинге в качестве наглядного материала. Дина даже вытаскивает сестренку из СИЗО, но снимать репортажи о деятельности своей младшей она не спешит – цензура. Максимум резонанса, на который могут рассчитывать девчонки, вышедшие на митинг – это полоскание их в соцсетях и критика от случайных прохожих про то, какие они бессовестные люди без чести и мало-мальского уята. И вроде бы очередной эпизод казахстанской жизни – ничего удивительного, но тут случается настоящая драма – одна из задержанных девушек погибает. Но Дина не знает и вместо того, чтобы снимать об этом, продолжает серию своих абсурдных репортажей…

Как рассказывала сама Асель vlast.kz, фильмы на квир-тему, за репрезентацию и нормализацию которой она ратует, снимать в Казахстане чрезвычайно сложно. Чтобы найти актрис, которые бы решили сыграть вполне себе безобидные роли, пришлось немало потрудиться. Одна из популярных молодых актрис сначала согласилась на роль, а когда дошла до сцены, где нужно было поцеловаться с девушкой, отказалась, сообщив, что это ей не подходит.

Будет ли «Велошах» в казахстанском прокате 

Показ «Велошаха» на Qyzqaras скорее исключение и редкая возможность увидеть это кино на большом экране. Возможно, какая-то из частных сетей и возьмет это кино, но опять-таки в качестве исключения, ведь, будем честны, такие режиссеры, как Асель Аушакимова, вряд ли когда будут пользоваться большой популярностью и государственной поддержкой в нашей стране. Тем более сама авторка держит довольно радикальную позицию во всем и критикует всех – от чиновников до коллег-кинематографистов, среди которых есть разные люди. Впрочем, вполне может быть, что скоро домашняя поддержка ей будет и не нужна – ее уже заметили международные фестивали, победа на Tribeca – это очень весомый плюс в ее фильмографию, который должен открыть «двери» в большое кино.