В следующие три года Казахстан будет демонстрировать умеренные показатели по росту экономики – в среднем 3,7% в год, считают аналитики S&P Global Ratings. Это намного ниже, чем прогнозирует правительство. Улучшить ситуацию страна может только в случае проведения успешной приватизации госактивов, полагают эксперты. Однако разгосударствление в Казахстане продвигается крайне медленно, пишет Halyk Finance со ссылкой на отчет S&P Global Ratings.
Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило кредитный рейтинг Казахстана на уровне BBB- и сохранило стабильный прогноз. Особую роль в поддержании положительного рейтинга страны играет нефтегазовый сектор, на который приходится 20% ВВП, более половины экспорта и 30% доходов бюджета. В 2025 году Казахстан планирует увеличить добычу нефти, но даже это не позволит стране добиться высоких показателей темпа роста ВВП, считают аналитики.
«Даже запуск проекта будущего расширения месторождения Тенгиз во второй половине 2025 года, который должен увеличить объемы добычи нефти с 90 млн тонн в 2023 году до 98 млн тонн в 2025 году, не приведет, по их [аналитиков S&P] мнению, к росту экономики выше 4,5%. Таким образом, средние темпы прироста ВВП в 2025–2027 годах составят 3,7% в год», – пишет Halyk Finance
В то же время в проекте закона «О республиканском бюджете на 2025–2027 годы» говорится, что темпы роста ВВП в следующие три года ожидаются на уровне 5,5%.
«Агентство отмечает, что фактические темпы могут быть выше их прогноза, если программа приватизации будет проводиться надлежащим образом и приведет к росту частного сектора и иностранных инвестиций. Однако, по мнению экспертов S&P Global Ratings, приватизация идет медленными темпами, сохраняются централизованный процесс принятия решений, слабая система сдержек и противовесов, цензура, а уровень восприятия коррупции все такой же высокий», – поясняет Halyk Finance.
На какие еще проблемы указывают аналитики S&P Global Ratings:
- 80% экспортируемой нефти из Казахстана транспортируется через российский трубопровод КТК, что создает геополитические риски. Зависимость от КТК будет сохраняться из-за необходимости значительных инвестиций для развития других маршрутов.
- Темпы роста государственных расходов останутся высокими – 8-9% в ближайшие годы. Это приведет к тому, что дефицит бюджета будет сохраняться на уровне 2,4% к ВВП, несмотря на рост цен на нефть. Из-за недобора налогов происходят высокие и незапланированные изъятия трансфертов из Нацфонда. Это мешает государству достичь цели – накопить в Нацфонде $100 млрд к 2030 году.
- Расходы на обслуживание госдолга будут расти из-за увеличения внутренних долгосрочных заимствований и жестких монетарных условий. В Halyk Finance добавили, что за первые 6 месяцев 2024 года расходы по госдолгу составили 13,4% от расходов республиканского бюджета за тот же период. По мнению аналитиков, это является тревожным сигналом и ставит под сомнение соблюдение финансовых нормативов.
Среди положительных факторов экономики страны S&P Global Ratings назвал сильную позицию внешнего нетто-кредитора с учетом умеренного уровня внешнего долга (превышение вложений в зарубежные активы над внешним долгом), а также высокие показатели ликвидных активов правительства (государственные депозиты и внешние ликвидные активы Нацфонда).
S&P Global Ratings может улучшить рейтинг страны, если будут проведены реформы, ускорится рост ненефтяного сектора, снизятся геополитические риски и сохранится политическая стабильность.