Истории | Газета Курсив №33

Петицию о запрете кикшеринга в Казахстане запустили в годовщину «самокатных» поправок в ПДД

Фото: Илья Ким

Как поправки в правила дорожного движения изменили ситуацию с электросамокатами на тротуарах и дорогах казахстанских городов, «Курсив» спросил у представителей кикшеринговых сервисов.

Водители электросамокатов в Казахстане не имеют права ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить пассажиров и грузы. Им запрещено ездить по проезжей части без шлема, а в темное время – без светоотражающих элементов одежды.

Движение электросамокатов разрешено по велодорожкам и велополосам, а если их нет – по правому краю проезжей части (при обязательном наличии водительского удостоверения), по обочине или по тротуару. При этом скорость электросамоката при езде по тротуару или пешеходной дорожке не должна превышать 6 км/ч. За нарушение правил – штраф от 5 МПР (18 460 тенге) или даже арест (в случае если водитель самоката совершит наезд).

Спустя почти год езды по новым правилам, летом 2024 года, министр внутренних дел Ержан Саденов, отвечая на вопросы журналистов об эффективности поправок, сказал, что после их утверждения количество ДТП уменьшилось в несколько раз, но конкретных цифр не привел. На запрос «Курсива» в МВД ответили, что за восемь месяцев 2024 года водители электросамокатов нарушили ПДД около 34 тыс. раз. За этот же период было зарегистрировано 97 ДТП с участием электросамокатов, где погибли два человека и 93 получили различные травмы. Статистику аналогичного периода прошлого года ведомство не приводит, так что оценить, насколько действенны оказались изменения в ПДД, невозможно.

Правила новые – проблемы старые

Возможные штрафы не напугали водителей электросамокатов, пешеходы на тротуарах продолжают уворачиваться от несущихся явно быстрее 6 км/ч аппаратов. Поэтому, по мнению авторов петиции, которая была запущена в августе 2024 года, кикшеринг в Казахстане следует запретить. Аргументы: появление арендных самокатов мешает комфорту пешеходов, водители электросамокатов создают аварийные ситуации, катаются на большой скорости по тротуарам вдвоем, а то и втроем на одном самокате.

«Кикшеринговые компании не могут обеспечить безопасность, полиция не может обеспечить достаточный контроль, пользователи сервиса не соблюдают ни законодательство, ни общечеловеческие принципы. Дабы не допустить человеческих жертв и исключить негативное воздействие на жителей, просим запретить кикшеринг», – говорится в петиции.

Кикшеринговые сервисы в противовес петиции заявляют о снижении аварийности. По данным Whoosh, более 99,5% поездок в Казахстане проходит без каких-либо инцидентов. «Самокат – транспорт. Его аварийность, как и аварийность любого другого транспорта, не может быть нулевой. Аварии также случаются с автомобилями, автобусами, самолетами, мопедами. Поэтому важно создавать условия, чтобы минимизировать риски и последствия аварий, а не запрещать какой-либо вид транспорта», – заявляет пресс-служба компании.

«Мы понимаем, что у некоторых жителей могут быть обоснованные причины для недовольства. Однако культура использования электросамокатов развивается, и мы уже наблюдаем снижение количества конфликтов. Самокаты становятся все более интегрированной частью городской среды, чем это было два-три года назад. Конечно, впереди еще много работы, чтобы минимизировать конфликты и усилить положительные стороны этого вида транспорта. Но если оглянуться назад, на то, как быстро электросамокаты вошли в жизнь казахстанцев, можно смело сказать, что прогресс колоссальный», – говорит CEO кикшерингового сервиса JET Мусалав Алибеков.

По его словам, желание запрета электросамокатов со стороны одной группы людей затрагивает право на их использование и свободу передвижения у другой группы людей. Поэтому необходимо соблюдать баланс интересов и прав обеих сторон. «Если говорить о цифрах, петиция должна собрать 50 тыс. подписей, чтобы ее рассмотрел профильный орган. Для сравнения: только в Алматы в летние дни совершается более 75 тыс. поездок в сутки на шеринговых самокатах, то есть петиция не отражает интересов людей, пользующихся этим сервисом. Всего по Казахстану на шеринговых самокатах производится 12–15 млн поездок в год. Это показывает масштабы использования и то, насколько этот вид транспорта стал неотъемлемой частью городской жизни», – добавляет он.

Фото: Илья Ким

Катиться в гору

Помимо Whoosh и Jet, по Казахстану колесят еще два кикшеринговых сервиса – BusyFly и самокаты от «Яндекс Go». И, судя по данным самих компаний, ужесточение правил вождения не затормозило рост их бизнеса.

Хотя один из игроков по итогам 2023 года все же покинул местный рынок – это белорусский сервис Eleven (работал в Алматы с 2021 года). «Наш уход с рынка Казахстана связан только с нашими внутренними бизнес-процессами, для нас на данном этапе выгоднее сосредоточить максимальное количество самокатов на одной локации», – прокомментировали в компании Eleven. Пока возвращение в Казахстан не обсуждается, но не исключено. В компании подтвердили, что ужесточение требований к водителям электросамокатов в РК внесло свою лепту в решение об уходе с рынка – поскольку на фоне изменений в ПДД уменьшилось число поездок.

«После введения новых правил мы действительно заметили, что небольшая часть клиентов снизила свою активность. Однако это произошло не столько из-за самих правил, сколько из-за недостаточной ясности в их освещении в СМИ, которые в погоне за просмотрами местами искажали картину, особенно в заголовках. Люди могли почувствовать неуверенность, но со временем разобрались в новых правилах и вернулись», – отмечает Мусалав Алибеков.

У сервиса Whoosh в 2024 году число поездок на их электросамокатах в Казахстане выросло в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Как кикшеринг адаптируется к новым правилам

В компании JET сознательно отказались от закупки шлемов для пользователей после вступления в силу законодательных поправок. «Во-первых, шеринговые шлемы вызывают серьезные вопросы с точки зрения гигиены – немногие согласятся надеть шлем после других людей. Во-вторых, обеспечение достаточного количества шлемов в рабочем состоянии на улицах мегаполиса крайне сложно из-за их частых утерь и загрязнения.

И наконец, исследования показывают, что обязательное использование шлемов не оказывает значительного влияния на снижение травматизма, местами даже приводит к обратному эффекту», – комментирует Алибеков.

Whoosh запустил пилотный проект в Казахстане по оснащению некоторых самокатов шлемами для пользователей, которые хотят выбрать маршрут, проходящий по правому краю проезжей части дороги, но он выявил их непопулярность. «Мы видим, что пользователи редко надевают шлемы, поскольку в основном передвигаются по велодорожкам, где шлем не обязателен», – рассказывает пресс-служба Whoosh.

Более эффективным решением для повышения безопасности, по словам Алибекова, является развитие инфраструктуры и создание условий, которые минимизируют риск происшествий.

«Когда принимались поправки в закон о дорожном движении, было анонсировано, что это только первый шаг, и вместе с этими поправками должны были последовать изменения, стимулирующие города строить инфраструктуру. Однако прошло уже больше года, а новые велодорожки, объединенные в сеть, появились лишь на некоторых улицах Алматы, в других городах Казахстана такого нет. Этого совершенно недостаточно для развития микромобильного транспорта, который признается на международных площадках, включая ООН, как важный элемент устойчивых транспортных систем. Мы считаем, что без должной инфраструктуры любые требования к пользователям, включая ношение шлемов, будут малоэффективны», – заявил спикер.

Судя по данным акимата Алматы, за год город не «оброс» новой велоинфраструктурой. Общая протяженность велополос и велодорожек составляет 89,8 км, столько же было в начале этого года. В акимате Астаны «Курсиву» сообщили, что на сегодняшний день велодорожек в городе 137,9 км. Однако многие из них расположены внутри парков и вдоль набережных, а это не совсем подходит для поездок по транспортному сценарию (на который в среднем приходится около 90% поездок).

В попытках улучшить ситуа­цию с микромобильностью кикшеринговые сервисы готовы делиться с акиматами тепловыми картами с наиболее востребованными для велодорожек маршрутами. Также сервисы проводят совместно с полицией обучающие мероприятия, запускают социальную рекламу с правилами дорожного движения. При этом, повышая культуру вождения у водителей самокатов, в Whoosh подчеркивают, что не стоит снимать ответственность с пешеходов, автомобилистов и других участников движения.

«Сейчас уровень знаний этой области ПДД (в части взаимодействия с самокатами. – «Курсив») у казахстанцев не очень высокий. Далеко не все соблюдают правила: водители не тормозят перед пешеходным переходом, часто сигналят, а пешеходы спокойно прогуливаются, зачастую с колясками, по велодорожкам, провоцируя наезды и затрудняя движение самокатчиков и велосипедистов», – считают в кикшеринговом сервисе.