Абсолютным фаворитом прошедшей церемонии вручения премии «Эмми» стал японско-американский сериал «Сегун». Экранизация одноименного романа Джеймса Клавелла была номинирована в 25 категориях, в 18 из них она была награждена. Среди призов 4 главные статуэтки: за лучший драматический сериал, лучшую режиссуру, а также лучшие актерские работы. «Курсив» разбирается в чем феномен этого шоу.
Мода на все азиатское в американской киноиндустрии только крепнет — после череды успехов корейских кинематографистов, голливудские киноэксперты обратили внимание и на талантливых японцев. Так, потрясающе красивый исторический сериал о феодальной Японии XVII-го века получил самые высокие оценки критиков и публики. Новозеландская актриса японского происхождения Анна Саваи, сыгравшая там влиятельную аристократку Марико, стала первой азиаткой, получившей «Эмми» в актерской категории для женщин, а исполнитель главной мужской роли — японец Хироюки Санада оказался вторым актером-азиатом, награжденным «Эмми». Первым был кореец Ли Чжон Чже из сериала «Игра в кальмара». Почему все эти призы заслуженные в нашем материале.
О чем сериал «Сегун»
Внимание! В тексте есть спойлеры!
10-серийное шоу рассказывает о восхождении к власти амбициозного японского дайме по имени Еси Торанага (Хироюки Санада). Феодал мечтает объединить всю самурайскую элиту и стать сегуном, но не ради личного блага, а во имя процветания всей Японии. Правда, методы, к которым он прибегает неоправданно жестоки.
Считается, что прототипом этого хитрого и очень расчетливого регента стал реальный исторический персонаж — японский полководец и дипломат Токугава Иэясу, который обеспечил средневековой Японии создание централизованного феодального государства и начало знаменитой эпохи Эдо. Упомянутая в финале «Сегуна» битва при Сэкигахаре, в результате которой Иэясу превратился в самого влиятельного человека в стране и образовал сегунат в Эдо, стала крупнейшим сражением в истории страны. С каждой стороны там приняли участие по 80 тыс. чел (по некоторым данным численность воинов доходила до 100 тыс.).
Почему «Сегун» называют японской «Игрой Престолов»
Сценаристы «Сегуна» знают как втянуть своих зрителей в средневековые японские распри. Свой рассказ они ведут через британского лоцмана Джона Блэкторна (Космо Джарвис из «Острых козырьков»). По сюжету этот обаятельный, небритый англичанин являлся членом первой британско-голландской экспедиции в Японию и служил на торговом судне «Эразм», принадлежавшего Нидерландам. Проходя через Магелланов залив, их корабль сбился с курса, капитан застрелился, а команда стала голодать. Когда их каким-то чудом прибило к берегам Японии, суровые самураи конфисковали их корабль и взяли потрепанных моряков в плен. Одного из гостей аборигены заживо сварили в кипятке, а за остальными устроили наблюдение. Самый отчаянный и смелый из них Блэкторн выжил и постарался довести до конца то, за чем их отправили — а именно ослабить португальскую монополию, основательно обосновавшуюся в Японии. Попутно он становится уважаемым хатамото (знаменосцем), которому вручили не только знак высшей воинской чести — два старинных самурайских меча, но и собственный дом с челядью, женой и симпатичной переводчицей.
Немного исторического контекста для понимания
Как рассказывают в сериале, к концу XVI века после того как Англия поддержала в Голландию в войне против Испании они стали непримиримыми врагами, британцы, как и голландцы, мечтали о падении испанской гегемонии и всех их подконтрольных территорий, куда входила и Португалия. Последние надежно обосновались в Японии и уже много лет выступали посредниками в японско-китайской торговле. Португальцы получили не только право свободно торговать в Японии и контролировать весь процесс, но и во всю проповедовали католицизм и крестили японских феодалов. Разумеется, деятельность португальских иезуитов, пропагандирующих католицизм была не по нраву англичанам-протестантам. Ведь тем было куда легче перетянуть на свою сторону японцев.
А что происходило в этот момент с Японией?
После смерти правителя, у которого остался маленький наследник, в стране начались междоусобицы, главные раздоры происходят внутри военной элиты. Спустя время образовываются 2 противоборствующих лагеря: с одной стороны, уважаемый полководец и стратег Еси Торанага, с другой стороны, не менее влиятельный дайме Исидо Мицунари. Последний объединился с наложницей почившего императора, матерью наследника и представляет для Торанаги серьезную угрозу, ведь тот грезит о единой и непобедимой Японии, которую он должен возглавить в качестве сегуна. Когда на глаза ему попадается гайдзин (чужестранец) Джон Блэкторн, Торанага решает использовать европейца в своих целях — он должен обучить его армию западной тактике боя, ознакомить со всем европейским вооружением, включая пушки и флот.
До самого конца непонятно кто же придет к власти. Но вся эта цепь беспрерывных интриг, покушений и попыток переворотов, и все методы, которыми японская знать расправляется друг с другом действительно достойны «Игры Престолов». Особые коррективы в политическую борьбу вносит и влиятельнейшая католическая церковь. Перетягивая на свою сторону японцев, португальские священники сеяли многочисленные гражданские стычки между христианами и буддистами.
Чем интересен сериал «Сегун»?
Сложный и многослойный образ главного героя: святой или исчадие ада?
Хотя вся история в сериале предстает глазами британского лоцмана, которого обвиняли в пиратстве и преступлениях, а потом подарили титул, на самом деле основным действующим лицом здесь является дайме Еси Торанага. В одних сериях князь предстает мудрецом, который не желает войны и раздоров, в других невероятно жестоким человеком, для которого все окружающие — пешки. Для достижения своих целей он не жалеет ничего и никого — Торанага не сам, но убивает детей, стариков, женщин, мужчин, причем, как врагов, так и друзей, и самых преданных слуг. Он благороден и одновременно высокомерен, для которого жизнь маленького человека — пыль. Торанага хитер и коварен, при этом то, что он сделал для Японии стало для нее неоспоримым благом. Кто он? Дворцовый интриган или мессия? Сочетание его практичности и цинизма, пугает обывателя. С другой стороны, никто из простых смертных не способен познать истинное одиночество патриарха и вникнуть в суть японской философии, где служение — это высшее благо.
Так или иначе, но Торанага — очень интересный герой, великолепно сыгранный Хироюки Санада. Не зря ему вручили награду за лучшую мужскую роль в драматическом сериале. Интересно какой масштаб приобрел этот актер, которого ранее многие знали как главу японского отеля «Континенталь» в четвертом «Джоне Уике». Здесь же он грандиозен.
«Сегун» — это бесконечно поэтическое кино, которое все время отсылает к хокку
Голые ветви осенних деревьев, холодные капли дождя, на фоне которого чувство одиночества становится еще острее…здесь все становится поводом и фоном для красивого диалога героев. Японская поэзия пронизывает все пространство сериала, в стихах говорят не только аристократки и специально обученные гейши, но и с виду суровые и не привыкшие к сантиментам военные. Даже самый неприятный воитель, грубыми манерами напоминающий солдафона, здесь изъясняется поэтически: к примеру, объясняя, что совсем не падок на красивых женщин, он говорит, что красота — это лишь мгновение, гнаться за которым глупо, мол, это все равно, что ухватить реку и возлежать с закатом.
Японцы умеют увидеть высокую поэтику там, где ее не должно было быть, даже публичные дома здесь называют красиво — «тайным миром за ветвями ив», в котором мужчина может не только получить плотское наслаждение, но и забыть на время о своей глубинной боли и разочарованиях.
Впечатляющая азиатская жестокость и бескомпромиссность
Кровь в сериале льется рекой, у зрителя складывается ощущение, что убивают там каждые две минуты, а сэппуку (харакири) совершают каждые десять. Заметно, что средневековая Япония до смерти пугает европейцев, наверное, поэтому большую часть сериала герой Космо Джарвиса, которого здесь называют варваром, ходит с выражением недоумения на лице, мол, что здесь происходит и когда этот кошмар закончится? И неудивительно, древние японцы из этого сериала могли устроить пытки ради интереса и лишить жизни даже младенца, если того требует традиция. При этом, методы войны у тех японцев благородны: во всяком случае, они поклонятся врагу, прежде, чем отрубить ему голову.
«Сегун» — это очень красивый сериал
Япония здесь предстает в лучшем свете — это острова, щедро покрытые лесами и окруженные туманами, аскетичное, но красивое убранство замков и средневековых японских городов, герои в красивейших кимоно и воины во впечатляющем обмундировании… Одним словом, лучшая туристическая визитка для исторического тура по Японии. Потрясающие сцены на море, бои на мечах, кровавые битвы с использованием катан, изумительная каллиграфия, красивейшие титры — здесь все визуальные элементы выполнены на уровне высокого искусства. Средневековая японская экзотика навсегда западает в сердце впечатлительного зрителя.
В этом шоу интересные женские персонажи
В этом сериале женщины играют не меньшую роль, чем мужчины, что для кино, снятого на Востоке своего рода мини-революция. Помимо благородной и гордой Марико, которая посвятила всю свою жизнь служению и восстановлению справедливости (впечатляющая игра Анны Саваи), мы видим и других женщин — так, в роли помощницы андзина-англичанина кроткая, маленькая Фудзико — девушка невероятного духа и силы. Одна из самых интересных героинь — это владелица публичного дома, зрелая куртизанка, которая мечтает о собственном квартале в будущем городе мечты — Эдо. Она без конца ходит к Торонаге, чтобы позаботиться о своих девочках в будущем.
Что интересно, в «Сегуне» женщины — не безропотные восточные дамы, а настоящие воительницы, они могут расправиться со стражей, быть шпионками и киллершами, как и мужчины совершать сэпукку (а точнее дзигай) и заявлять о своем протесте против воли господина. При этом все японки предстают здесь невероятно гордыми дамами, преисполненными благородства и достоинства. Они никогда не подадут вида, что ревнуют и не признают поражения, одна из них говорит: «мой враг от меня не получит ничего, даже ненависти».
Привлекающие культурные различия
Мирового зрителя, конечно же, завораживает звучащая здесь японская философия и совершенно иное отношение ко всему: к жизни, смерти, любви, скорби, чести, долгу и к собственному предназначению. Здесь идет невероятная романтизация военного дела и фанатичное служению общественным приоритетам, даже если их представляет один конкретный и далеко не святой человек. Тем, кто не был воспитан в такой парадигме совершенно непонятно почему один человек должен убивать и себя, и всю свою семью ради выдуманных кем-то правил.
«Мы можем слышать, как опадают лепестки в весеннем саду, но можем быть глухи к собственным желаниям, наш настоящий мир спрятан так далеко, что ничто не может нарушить его покой», — пытается объяснить свой образ мыслей одна героиня.
Интересно наблюдать за битвой насаждаемых там христианских ценности и традиционной японской этикой. С точки зрения быта тоже немало забавного, так, англичанин учит плавать японских вельмож (говорят, что в средние века плавание считалось уделом простолюдинов), а японцы приучают британца к гигиеническим процедурам.
О сериале можно писать еще долго, но лучше его увидеть собственными глазами, ведь «Сегун» действительно один из самых впечатляющих сериалов года, о котором будут говорить. К тому же у него будут последующие сезоны.