С 1 июля в Евросоюзе действуют пошлины на импорт российского и белорусского зерна. В Зерновом союзе Казахстана считают, что страна на фоне этого имеет возможности увеличить поставки своего сырья на европейские рынки, но для этого нужно одно условие – транспортные субсидии. Об этом эксперты рассказали на сессии с журналистами в рамках форума Agricom.
«У нас есть шанс [увеличить экспорт зерна в ЕС], но при условии, что наша цена будет конкурентной с российской. Потому что даже при наличии пошлин на российское зерно наши транспортные расходы не дают нам возможности конкурировать с Россией», – сказал глава Зернового союза Нурлан Оспанов.
Представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов рассказал, что размер пошлины на мягкую пшеницу из России составил 95 евро, на твердую пшеницу – 148 евро, на семена льна – 10% до нового года и 20% после, на семена подсолнечника и другие культуры – 50%.
«Да, безусловно, у нас появляется возможность, но какова будет стоимость логистики, это достаточно сложно просчитать. И потом российский товар будет тогда продаваться на других рынках, в том числе на рынке Китая, и нам придется конкурировать на том рынке жестче, понимаете? Я не думаю, что мы какие-то получили дополнительные преимущества. А то, что Евросоюз себе определенные осложнения сделал, это да. Вот они сейчас будут покупать дорогой товар – либо с пошлиной из РФ, либо лен из Канады, либо лен из Казахстана, и он не будет дешевле. То есть в итоге российские цены с пошлиной будут равны цене товара из Канады либо из Казахстана, они не сэкономят ничего», – считает Карабанов.
По его словам, транзит казахстанского льна до Бельгии обходится экспортерам около $140–145 за тонну, при этом отечественный лен продается в Европе за $620 за тонну. Получается, примерно 23% конечной стоимости льна приходится на транспортные расходы.
Нурлан Оспанов добавил, что Казахстану необходимо субсидировать транспортные расходы экспортеров, чтобы выходить на новые рынки. Это позволит уменьшить переходящие запасы зерна в стране.
«Мы полагаем, что нам нельзя оставлять на рынке большие переходящие запасы. По нашим расчетам, по пшенице запасы на следующий год составят 4,5 млн тонн. При этом для того, чтобы нам нормально себя чувствовать на рынке, нужно, чтобы оставалось переходящими запасами максимум 2,5 млн тонн, из которых 1-1,5 млн – это резерв Продкорпорации», – сказал Оспанов.
Глава Зернового союза пояснил, что переходящие запасы – это то зерно, которое фермер не смог продать, несмотря на понесенные затраты.
«Деньги фермера заморожены. Поэтому нельзя оставлять большие переходящие запасы, кроме как резерв Продкорпорации. Раз так, мы полагаем, что нам нужно дополнительно, к тому объему, который мы прогнозируем, реализованной пшеницы в 9 млн тонн, нам нужно еще 2 млн тонн на новые рынки продать. Мы говорим, что без транспортных субсидий мы это сделать не сможем. На новых рынках мы со своей ценой не конкурентны из-за логистики», – считает Оспанов.
Оспанов добавил, что этот вопрос обсуждался с госорганами. Были сомнения насчет того, не нарушит ли Казахстан соглашение Всемирной торговой организации, введя такие субсидии. Страна обязалась не создавать конкурентные преимущества мерами тарифного регулирования.
«Мы изучили соглашение ВТО, и там есть оговорка о защите национальных интересов. То есть нашему Минторгу необходимо собрать от Минсельхоза и отраслевых ассоциаций обоснование о том, что при таком урожае и при такой конъюнктуре рынка правительство принимает решение о введении субсидий на определенный срок и объем для защиты продовольственной безопасности и зернопроизводителей. Тем более европейскому рынку это тоже нужно, потому что у них там тоже недобор. В целом понимание у госорганов есть», – сказал Оспанов.
Согласно прогнозу Зернового союза Казахстана, объем урожая всех зерновых культур в Казахстане составит 27,7 млн тонн, что является максимальным результатом за последние шесть лет. Урожай мягкой пшеницы прогнозируется на уровне 16,8 млн тонн после доработки. Экспорт зерна ожидается на 6,1 млн тонн, с учетом муки в зерновом эквиваленте – 8,9 млн тонн.