Первый «Джокер», снятый Тоддом Филлипсом был образцовым фильмом по всем параметрам: он получил признание критиков и высшую награду Венецианского кинофестиваля — «Золотого Льва», заработал больше миллиарда долларов прокате и заслужил звание одного из лучших супергеройских фильмов за всю историю. Исполнитель главной роли Хоакин Феникс был награжден «Оскаром» за лучший актерский перформанс, а картину показали даже в Белом Доме.
Увы, со второй частью этот трюк не удалось повторить. Публика уже отобрала все лавры у травмированного клоуна и фильм теперь эпично проваливается в прокате. «Курсив» расскажет почему.
Внимание! В тексте могут быть небольшие спойлеры!
Вторая часть «Джокера» начинается с короткометражного анимационного фильма «Я и моя тень», в которой кратко рассказываются события первой части, а заодно вводится новый персонаж — Тень Артура Флека. Якобы и не Артур устроил все эти бесчинства, а захватившая все Тень. Фильм сделан известным французским аниматором Сильвеном Шоме и по стилистике напоминает старые мультфильмы Warner Brothers. Введя наконец зрителей в курс дела, и рассказав о смерти телеведущего Мюррея Франклина в прямом эфире (как вы наверняка помните, его убил Джокер), авторы начинают новую историю.
Во второй части Артур Флек (Хоакин Феникс) — не просто клоун с поехавшей психикой, убивший пять человек (а он всегда добавляет: «шесть»), а настоящая звезда. Пока он ждет суда и принимает таблетки в лечебнице Аркхема, масс-медиа делают из него символ протеста и бунтарских настроений. О нем снимают бесчисленные репортажи и документальные фильмы, у него тысячи поклонников, которые хотят попасть на судебное заседание, где присяжные заседатели будут решать его судьбу — или в больничку на энное количество лет, или в тюрьму на электрический стул.
Его адвокат (Кэтрин Кинер) решает доказать невменяемость своего подзащитного. Ее защита строится на травмированном детстве Артура — по ее мнению, психика парня не выносила тягот бытия и он уходил в мир фантазий, а со временем стал страдать раздвоением личности. Все убийства совершил не он — Артур Флек, а его субличность — Джокер. Однако прокуратура в лице Харви Дента (Гарри Лоути) протестует и мечтает о том, что приведет суровый приговор в исполнение. А циничная тюремная охрана берет, на всякий случай, у подсудимого автографы, ведь «когда его поджарят, книга с его подписью будет стоит миллионы».
Но Артур ведет себя примерно — исправно пьет таблетки, не обращает внимания на буллинг со стороны надзирателей, которые все время требуют рассказать им хотя бы одну его несмешную шутку, и вскоре его отправляют в соседнее здание с режимом помягче, там содержатся психически нездоровые, но все-таки не такие уж опасные люди. На одном музыкальном занятии (это часть арт-терапии для больных) он и знакомится со своей фанаткой по имени Ли (Леди Гага). Девушка влюбляет в себя несчастного и переворачивает его жизнь с ног на голову. Тихоня Артур Флек ее не интересует, она без ума от Джокера, которому «можно все».
Казалось бы, введена новая героиня, с которой можно было открыть еще одну интересную главу из жизни этого бунтаря, но нет, вторая часть «Джокера» — это серия довольно скучных судебных заседаний, которые меняются на больничные будни Флека в психиатрической лечебнице. Между ними вклеена фантазийная реальность, где Артур Флек и Ли — звезды музыкального шоу, самого популярного в Готэм-Сити. Все время поют. Ничего нового зритель тут не узнает — сценаристы предпочитают ковырять старые травмы Джокера, а появившаяся героиня не вносит в сюжет ничего кроме смуты в его израненной душе.
Ощущение, что Тодд Филлипс сам испугался чудовища, которое он создал, в том смысле, что именно его травмированный всеми Джокер вызывал у зрителей жалость и сочувствие и что хуже — искреннее восхищение от всех, кого когда-либо обижали. Появлялось ложное ощущение того, что пережитые травмы — это железное алиби для любого злодея, чтобы он ни совершил. Не зря ведь в момент выхода первого «Джокера» в Америке, где официально разрешено ношение оружия, у кинотеатров выставляли усиленные полицейские патрули. Власти боялись, что после увиденного кого-нибудь, кто в группе риска, триггернет и он всех перестреляет. Поэтому в «Джокере: Безумии на двоих» Филлипс все время будто ищет все новых и новых оправданий своему герою и весь фильм за него будто бы извиняется. Но кровожадным зрителям ведь подавай действий, особенно, если речь о психопате, который может убить человека в прямом эфире, поэтому большую часть люди просто скучают и хрустят поп-корном.
В новом фильме есть один поворотный момент — там, где героиня Ли признается, что она не та, за которую она себя выдавала. Джокер почему-то это принял легко, как данность, если бы Филлипс пошел на поводу у своего персонажа и дал бы ему волю, и в этот раз «помог» бы ему разобраться с разочаровавшими его людьми, то кино, наверняка, получилось бы еще мрачнее и злее, чем предыдущее. А это опасно. Поэтому приходится топтаться на одном и том же месте, без каких либо дальнейших событий и переосмыслять то, что уже сделано. Если и есть какие то подвижки в сюжете, то они происходят не по воле главного героя.
Или другой недостаток — фильм называется «Джокер: Безумие на двоих», на самом деле ничего на двоих там нет, тем более, любви. Героиня Леди Гаги совсем не выглядит безумной — она скорее смотрится практичной и расчетливой стервой, которая одержима славой, да, есть в ней асоциальное поведение, но до Джокера ей далеко. Да и ей нужна от него только его известность. Так себе история любви.
Весь фильм герои поют, в один момент герой Хоакин Феникса даже просит Ли «не петь», но чего-то цепляющего и трогающего душу зрители все равно не услышат. Как только люди выходят на улицу, все спетое и сыгранное тут же забывается. К тому же, новый фильм — это бенефис Леди Гаги. Хотя ей дали не самую глубокую роль, за ней смотреть интереснее, чем за Джокером, особенно когда та начинает петь. Тут она в родной стихии и понятно кто из них певица, а кто актер.
«Джокер: Безумие на двоих» — это очень красивый, невероятно музыкальный, но при этом, невыносимо скучный фильм, который идет два часа с лишним, а учитывая рекламу в кинотеатре, то и все два с половиной. А что в итоге? В итоге запоминается совсем немногое: опять знаменитые лопатки Артура Флека, то как он поет на автоответчик любимой, их красивая совместная сцена под луной, а еще та, где они висят на тюремных воротах. Поющая Гага, музицирующий охранник (Брендан Глисон), ну и финал, который мы не будем спойлерить. Все.
На это кино если стоит сходить, то без каких-либо ожиданий. Послушайте песни, восхититесь актерскими талантами Леди Гаги — он сумела сыграть что-то запоминающееся даже без особой арки ее героини и от души поворчите, что «Джокер уже не тот». Это хорошая разгрузка для того, чтобы снять накопившийся негатив в конце рабочей недели.