Как в Казахстане идет цифровизация строительной отрасли

Опубликовано
Шеф-редактор коммерческого отдела

Во второй половине 2022 года численность населения Земли достигла отметки 8 млрд (плюс 1 млрд с 2010 года). Эксперты прогнозируют, что к 2050 году эта цифра составит 9,7 млрд. Порядка 70% населения планеты, согласно данным Института экономики и мира, спустя четверть века будет жить именно в городах. В 2020 году этот показатель составлял 54%, тогда как к 2050 году сообразно процентному росту количества городских жителей к текущему количеству мегаполисов (их в мире 33) их добавится 14, а жить в них будет 213 млн человек. 

И что с того?

Урбанизация тождественна росту стройки: здания, мосты, дороги, инженерные сети, социальная инфраструктура. Сектор строительства в Казахстане, например, долгие годы играет немаловажную роль в обеспечении основного роста экономики. За 2023 год строительство выросло на 13%, в то время как рост ВВП составил всего 5,1%. Строительство ко всему прочему оказывает на экономику комплексный эффект: стимулирует торговлю, транспорт, логистику, обрабатывающую промышленность и другие сферы. Кроме того, строительство в Казахстане обеспечивает более 600 тыс. рабочих мест. 

Через тернии к объемам продаж

Строительный сектор прошел несколько стадий развития. В начале нулевых фискальные стимулы наряду с активным кредитованием со стороны банков привели к надуванию так называемого пузыря на рынке. После этого наблюдалась стагнация – площадь введенных в эксплуатацию жилых зданий не превышала 6,5 млн кв. м. 

В 2016–2021 годах сектор продолжал активный рост за счет новых бюджетных программ. В 2018 году, например, стартовала программа «7–20–25», а в 2021 году правительство разрешило снимать переизбыток пенсионных накоплений, что привело к росту спроса. В 2022-м ограничение выделяемых средств по этим программам и увеличение порога по снятию пенсионных накоплений привели к снижению спроса и, соответственно, к количества сделок.

Фискальные стимулы, конечно, дают росту строительного рынка импульс, как, впрочем, и экономике в целом, но одновременно с этим такой тренд приводит к ослаблению или вытеснению рыночных ипотечных программ. Можно заключить, что строительный сегмент находится в состоянии зависимости от государственных вливаний, однако постепенно ситуация начинает меняться. Так, в январе – июне 2024 года, согласно данным БНС, объем строительных работ увеличился на 8,6% и составил 2748,2 млрд тенге. От общего объема строительных работ по республике выполнено частными строительными организациями 87,7%, иностранными – 11,8% и государственными – 0,5%. 

Неповоротливый гигант

Одной из ключевых проблем строительной отрасли в Казахстане называют недостаточный уровень цифровизации. Притом что в 2022 году страна оказалась на 28-м месте по уровню развития электронного правительства среди 193 стран, входящих в мониторинг ООН, уровень «цифры» в строительстве, по словам президента Ассоциации застройщиков Казахстана Виктора Микрюкова, составляет всего 5%. 

Цифровизация в строительной сфере – одно из приоритетных направлений, и на государственном уровне активно предпринимают шаги для перевода строительного сектора в плоскость диджитализации. Подтверждение тому – значительные финансовые вливания в информационно-коммуникационные технологии: только в пандемийный 2020-й было потрачено порядка $30 млн, и с тех пор сумма инвестиций в информационный сектор растет ежегодно. Власти РК ожидают, что цифровизация процессов в сфере строительства и ЖКХ в итоге поможет высвободить около $47 млн. 

При этом, по словам участников рынка, цифровая трансформация отрасли на текущий момент не отвечает сюжетообразующим запросам отрасли, таким как контроль качества, сроки и бюджетирование. Большинство строительных компаний используют ручное ведение исполнительной документации, надзора, приемки объектов. 

«Цифровизация строительной отрасли Казахстана, конечно же, не достигла уровня банковской сферы, но в некоторых направлениях достаточно неплохо развивается. Это видно на примере мониторинга расхода топлива. Практически все компании, имеющие парк дорожной или строительной техники, вне зависимости от технологического класса машин устанавливают на свою технику топливные расходомеры, подключенные к системе мониторинга. Техника западных производителей, такая как Caterpillar®, обычно имеет установленные системы мониторинга, такие как Cat® Product Link™, с помощью которых можно контролировать состояние своей техники с компьютера или мобильного телефона», – говорит Александр Потылицын, бренд-менеджер Borusan. 

Однако многие участники рынка все же внедряют цифровые продукты. 

Что за продукты

Если говорить о частном секторе отрасли, то в пример можно привести опыт BI Group. В активе компании более 30 цифровых продуктов для жильцов, бизнес-партнеров, сотрудников. На государственном же уровне запущено несколько электронных сервисов, регулирующих процессы в области проектирования и строительства:

  • Единый геопортал инфраструктурных данных государственного градостроительного кадастра ЕГИД обеспечивает единую систему сбора, обработки, регистрации, хранения и предоставления информации обо всех объектах недвижимости наземной и подземной инфраструктуры. В системе градкадастра оцифровано более 63%. Собраны данные об инженерных сетях, цифровые генпланы, ПДП, данные об улично-дорожной сети, благоустройстве. В системе уже зарегистрировано более 2 тыс. пользователей.
  • E-PSD – система предназначена для взаимодействия заказчика и экспертных организаций по принципу «единого окна». В первую очередь содержит данные по укрупненным сметным, технико-экономическим показателям, заключения экспертных организаций, типовые проекты. В системе зарегистрировано более 33 тысяч пользователей, около 200 экспертных организаций.
  • ИС «Казреестр» обеспечивает цикл экспертизы. Эта единая информационная система долевого участия в сфере жилищного строительства. Она содержит уникальные номера проектов, уведомление ГАСК, данные о помещениях, электронные договоры долевого участия. В 2023 году в рамках «Казреестра» будет запущен инструмент для автоматизированной проверки. ИС «Казреестр» – гарантия того, что строительный объект, на который были выделены средства, будет построен. Система используется в 11 регионах.
  • e-QURYLYS – инструмент повышения контроля качества и прозрачности строительства в стране. Разработан для автоматизации строительства на всех этапах, обеспечивает мониторинг работ. Система содержит отчеты технического и авторского надзора, фиксирует выполнение плановых и фактических работ, этапы акта приемки объекта в эксплуатацию, собирает отчеты технического надзора по всей республике в электронном виде. В системе зарегистрировано более 22 тысяч пользователей.
  • e-SHANYRAQ – система для повышения прозрачности и эффективности деятельности субъектов жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства. Ее цель – сбор данных, увеличение прозрачности и эффективности действий в сфере жилищного фонда и ЖКХ.
  • Онлайн-платформа стройматериалов material.kz – площадка, которая объединяет производителей стройматериалов Казахстана с их потенциальными заказчиками, строительными компаниями и иными участниками рынка. Портал создан Казахстанской Жилищной Компанией для поддержки казахстанских производителей строительных материалов.


Звучит неплохо, но этого мало, верно?

Совершенно верно, однако отметим, что отрасль не стоит на месте. В начале 2023 года 

вступили в силу требования об обязательном использовании BIM (или, как это называется у нас, ТИМСО – технология информационного моделирования строительных объектов) при проектировании технологически сложных объектов. До этого в течение семи лет проводилась подготовительная работа, адаптация законодательства к внедрению такого сложного технологического решения. 

О переходе на BIM в казахстанском строительстве речь на рынке впервые зашла в 2015 году. В 2016–2019 годах был утвержден план мероприятий, началась работа по адаптации законодательства к новым стандартам, была разработана Дорожная карта, единая система классификации и кодирования информации, пакет стандартов и нормативы применения BIM-технологий с учетом международных стандартов.

В частности, нововведения коснулись 24 наименований объектов: например, высотные многофункциональные многоэтажные комплексы и жилые здания, для которых нужно разрабатывать специальные проектные решения, а также поликлиники, школы, детсады. С 2025 года переход на ТИМСО для технически сложных объектов станет обязательным. К тому времени законодательство актуализируют на основе опыта запуска пилотных проектов. 

Что не так с рынком

Это технологическое решение в перспективе кратно увеличит уровень цифровизации, однако на практике процесс внедрения ТИМСО сопрягается с рядом проблем. Например, не все компании готовы перейти на информационное моделирование. Так, ряд компаний выступает против ТИМСО: это значительные вложения в технику, ПО и обучение персонала. Около 40% компаний отрасли не готовы переходить на моделирование. Тогда как крупные игроки рынка (такие, как та же BI Group) активно вовлекаются в диджитал-процессы, создавая собственные цифровые продукты. Развитие ТИМСО мог бы стимулировать государственный заказ, однако достаточных его объемов все еще нет. 

Кроме того, развитие цифровизации тормозит дефицит квалифицированных кадров. Обучение по ТИМСО прошли сотрудники 46% компаний на рынке. Специалистам не хватает квалификации для корректной работы с информационными моделями. В целом дефицит BIM-менеджеров и специалистов, которые могут работать с информационной моделью, наблюдается не только в Казахстане, но и в других странах постсоветского пространства.

Также важно отметить вот что: президент Казахстанской федерации недвижимости Ермек Мусрепов в разговоре с «Курсивом» заявил, что на текущий момент на рынке недвижимости наблюдается стагнация. Сделки купли-продажи жилья носят точечный, а не массовый характер. В период с сентября 2023-го по март 2023 года, по его словам, их число заметно снижалось, так как у казахстанцев нет средств для того, чтобы приобрести недвижимость. 

Рост цен на недвижимость, помимо прочего, обусловлен повышением стоимости стройматериалов. Отечественная обрабатывающая промышленность не смогла обеспечить снижение зависимости от импорта  – свыше 50% строительных материалов импортируется из России. Военный конфликт с Украиной и дальнейшие проблемы с логистикой привели к росту цен и задержке строительства большинства застройщиков. При этом значительный рост цен приводит к запросу на повышение оплаты труда, что в конечном счете также провоцирует увеличение себестоимости строительства. Цифровизация в этом смысле также может быть решением, которое поможет оптимизировать процессы.

Читайте также