Казахстан тратит все меньше на развитие национальной экономики

Опубликовано
Главный аналитик Kursiv Research
Иллюстрация: Илья Ким

В последние несколько лет выросли затраты казны на простое содержание государства – выплаты по долгам, прямые денежные трансферты, заработную плату, пенсии и стипендии. Одновременно с этим сокращаются капитальные затраты, которые должны положительно влиять на экономический рост. Из-за «подъемной силы» этих затрат их еще называют продуктивными, или бюджетом развития.

В августе 2024 года правительство Казахстана опубликовало проект республиканского бюджета на 2025–2027 годы. К сожалению, там не выделены капитальные затраты казны, но косвенные показатели указывают, что в пределах одного-двух лет не стоит ждать взрывного роста продуктивных трат.

Самокритика о развитии

На сокращение бюджета развития периодически обращают внимание не только независимые экономисты – нередко и в аналитических документах, публикуемых госорганами, проскальзывает критика по этому поводу.

Приведем фрагмент из заключения Высшей аудиторской палаты (ВАП) к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2020 год. «По экономическому содержанию, как и прежде, львиную долю – 61% – занимают текущие расходы. Лишь 15% приходится на бюджеты развития и иные расходы, оказывающие непосредственное влияние на развитие экономики: строительство/реконструкция объектов, создание/развитие информационных систем, целевые трансферты на развитие регионам, кредитование, субсидирование», – следует из документа.

По оценке авторов отчета, это не позволяет покрыть имеющуюся потребность в обновлении социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечить внедрение новых технологий и создание высокоемких производств, завершить цифровизацию экономики. В бюджет развития авторы отчета ВАП за 2020 год включили расходы на капитальные расходы, обслуживание долга, субсидии, бюджетные кредиты и приобретение финансовых активов.

Авторы аналогичного документа за 2021 год отмечают тренд на сокращение бюджета развития, но с одной поправкой: они считали бюджет развития по-другому. К нему были отнесены капитальные затраты, расходы на бюджетные инвестиционные проекты, целевые трансферты на развитие. В этом документе указано, что «расходы, непосредственно влияющие на экономику или бюджеты развития, в 2021 году составили 1,4 трлн тенге, или 9% в общем объеме всех расходов».

Летом 2024 года после продолжительной подготовки и активного обсуждения с экспертами был принят Национальный план развития Казахстана до 2029 за подписью главы государства. Авторы этого документа также обратили внимание на проблему сокращения продуктивных расходов в ретроспективе предыдущих десяти лет, но за базу расчетов взяли капитальные расходы государственной казны, которая объединяет республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними.

«В последние годы также установилась тенденция к искажению приоритетов государственных расходов в пользу наращивания текущих затрат. В итоге производительные затраты в форме бюджета развития снизились с 12,5% в 2013 году до 9,2% в 2022-м», – следует из Нацплана РК – 2029. Однако разработчики документа, содержащего стратегические замыслы того, как должна развиваться страна в следующие пять лет, не стали предлагать план действий, чтобы переломить ситуацию.

Медленное затухание

Поскольку в официальных документах встречается разная методология формирования бюджета развития, следует договориться о терминах. Минфин РК регулярно публикует статистику исполнения республиканского бюджета, в которой данные представляются в различных разрезах, один из них – исполнение республиканского бюджета по экономической классификации расходов, где траты казны в том числе представлены как «текущие» и «капитальные».

Kursiv Research собрал статистику по капитальным затратам республиканского бюджета, приняв эти данные в качестве бюджета развития.

Несколько наблюдений из фактического исполнения респуб­ликанской казны за последние десять лет. Самое главное наб­людение, и оно соответствует вышеприведенным выдержкам из официальных документов госорганов, – доля бюджета развития сокращается.

За последние десять лет, с 2014 по 2023 год, доля капитальных затрат в структуре республиканского бюджета сократилась с 15 до 11%. Откат начался в 2015 году и продолжался в следующие три года.

В 2015 году казахстанская экономика находилась не в лучшей форме из-за двукратного обвала нефтяных цен и негативных последствий, вызванных антироссийскими санкциями. Тогда текущие расходы выросли на 8%, в то время как капзатраты сократились на 23%.

В следующем году экономика РК продолжила испытывать последствия затянувшегося спада нефтяных цен, а также слабого внутреннего спроса после одномоментной девальвации тенге в августе 2015-го. На этом фоне объем продуктивных затрат по итогам 2016 года остался на прежнем уровне, тогда как расходы на обеспечение текущих расходов выросли на 20%.

Экономика Казахстана восстановилась в 2017 году. На этом фоне бюджет развития увеличился на 17%, но еще быстрее выросли текущие затраты – сразу на 37%. В следующем году статистика Минфина РК зафиксировала общее сокращение затрат республиканского бюджета, в структуре которого капзатраты сократились на 16% против 13%-ного падения текущих расходов.

В проанализированном десятилетнем периоде впервые капитальные затраты начали расти быстрее, чем текущие расходы в структуре республиканского бюджета, в последние четыре года. Главное отличие в том, что рост капитальных затрат, хоть и незначительный, начался в кризисном 2020-м и продолжился в следующем году, когда экономика РК еще испытывала негативный эффект от пандемии коронавируса.

В 2020–2021 годах средний прирост капзатрат был существенным – в пределах 15%, но разрыв в пользу бюджета развития был минимальным и не превышал 1%. В следующие два года капитальные затраты росли опережающими темпами, в среднем они прибавили 40%, тогда как текущие расходы увеличились на 21%. Столь высокий темп был зафиксирован на фоне рекордных изъятий из Нацфонда РК.

За десять лет структура капитальных затрат изменилась не сильно. В 2014 году капзатраты на развитие в структуре всех капитальных затрат республиканского бюджета занимали 68%, траты на приобретение основных средств, нематериальных и биологических активов – 20%, на капитальный ремонт основных средств – 12%. По итогам 2023 года капитальные затраты распределились в следующей пропорции: доля капзатрат на развитие составила 68%, приобретение основных средств, нематериальных и биологических активов – 25%, капитальный ремонт – 7%.

Поскольку исторически в структуре всех капитальных затрат РБ преобладает доля кап­затрат на развитие, разберем, на что они идут. В 2014 году на строительство дорог было потрачено 59% капзатрат на развитие, 32% – на строительство новых и реконструкцию имеющихся объектов. В 2023 году соотношение изменилось: 83% капзатрат на развитие ушло на строительство новых и реконструкцию имеющихся объектов, 14% – на строительство дорог.

Обвал инвестиций

В конце августа текущего года Минфин опубликовал проект республиканского бюджета (РБ) на 2025–2027 годы. В отличие от предыдущего законопроекта в текущем капитальные затраты не были выделены, что затрудняет анализ дальнейшей динамики затрат казны на развитие.

В то же время документ содержит статистику по бюджетным инвестициям, финансируемым за счет республиканской казны, – они по экономическому смыслу близки к капитальным затратам. Если в первом случае речь идет о канале распределения, то во втором – об экономической классификации.

Сумма бюджетных инвестиций на следующий год запланирована в размере 1,9 трлн тенге. Из них наибольшую долю забирает программа в рамках нацпроекта «Комфортная школа», и это 771,8 млрд тенге.

Значительная сумма получается, если сложить разные программы, направленные на строительство дорог, но объединенные под одним администратором бюджетных расходов, – по линии Министерства транспорта РК это порядка 320 млрд тенге. Из них наибольшая сумма фиксируется по программе развития автомобильных дорог республиканского значения (181 млрд тенге).

Между тем в проекте РБ на 2025–2027 годы заложено резкое сокращение бюджетных инвестиций. В 2026 году – до 348 млрд тенге, в 2027 году – до 153 млрд тенге.

В следующей версии бюджета значения могут вырасти: никто не гарантирует, что строительство новых и реконструкция имеющихся объектов не затянется, а это потребует дополнительных вливаний, более того, в следующем году правительство может инициировать новый масштабный инвестпроект. Но обозначенный в документе тренд указывает как минимум на пессимистические настроения в кабмине по поводу создания условий для взрывного роста продуктивных затрат в среднесрочной перспективе.

Читайте также