Новости

Как вице-президенты Трампа и Харрис исправляют их ошибки перед выборами в США

Президентские выборы в США состоятся 5 ноября / Коллаж kursiv.media, бильд-редактор: Дастан Шанай

Джей Ди Вэнс, кандидат в вице-президенты США от республиканцев, вырос в нищете и абьюзе: без отца и с матерью, страдающей зависимостями. Несмотря на это, он смог окончить университет Лиги Плюща и стать успешным адвокатом. Почему Трамп, которому миллиарды достались по наследству, выбрал себе в напарники «классическую Золушку»? И как Тим Уолз, кандидат в вице-президенты от демократов, поднимает рейтинги Харрис, несмотря на сжатые сроки и тысячу ошибок, допущенных партией?

Об этом и о том, как потенциальные вице-президенты США влияют на отношение американцев к Трампу и Харрис перед выборами, «Курсив» поговорил с международным политтехнологом Диной Шайхислам, тесно работающей с американскими политиками.

В чем функция вице-президента США

Будет ошибкой полагать, что кандидаты сами выбирают себе вице-президента. В политике США многое зависит от больших доноров партии (это крупные бизнесы и корпорации) и самой партии. Вице-президент в США — весьма номинальная должность. Конституционально у него всего две обязанности:

  • сменить президента США в случае его смерти, отставки, недееспособности,
  • возглавить Сенат США с правом решающего голоса — но только в том случае, если голоса сенаторов разделятся ровно пополам. 
Кандидаты в вице-президенты: Джей Ди Вэнс и Тим Уолз / коллаж kursiv.media, бильд-редактор: Артур Алескеров

Это довольно формальные полномочия без какой-либо реальной власти. Но в предвыборной, а также избирательной гонке у вице-президента куда более важная роль. 

Компенсация «антиобраза» и расширение электората

При формировании положительного образа кандидата политтехнологам всегда нужно работать с антиобразом, который есть у любого положительного героя. Антиобраз — отрицательная сторона образа политика. 

Например, есть образ «хозяйственника, сильного управленца», а его антиобраз — «диктатор». У молодого, энергичного — антиобраз «неопытный». У женщины в политике зачастую антиобраз — «эмоциональная и слабая».

Кандидаты в президенты США: Камала Харрис и Дональд Трамп / Фото: REUTERS /Evelyn Hockstein & Octavio Jones

Вице-президент может и должен компенсировать антиобраз основного кандидата. Поэтому политтехнологи выбирают кандидатов в президенты и вице-президенты разных возрастных категорий (один молодой, другой возрастной), разной расовой принадлежности и так далее. Таким образом, «успешно» выбрать вице-президента — значит компенсировать этим выбором те качества, которых недостает кандидату в президенты США, и таким образом затронуть разные группы избирателей. 

Комплементарная роль

Вице-президенты, помимо компенсации, ездят в предвыборные ралли по штатам, проводят медиа-активности, работают с симпатиками (электоратом), встречаются с донорами и отвечают за фандрайзинг.

Роль «атакующей собаки» («attack dog»)

Обычно кандидаты в президенты фокусируются на своей повестке и политике на предстоящие четыре года: экономическая и миграционная политика, внешняя политика, социальные вопросы (здравоохранение и образование), экология и так далее. У вице-президентов зачастую иная роль — они критикуют платформу оппозиционной партии, атакуют ее реформы и позиционирование.

Джей Ди Вэнс жмет руку Тиму Уолзу после вице-президентских дебатов в Нью-Йорке REUTERS /Mike Segar

Однако в последние годы, с приходом Дональда Трампа в большую политику, динамика дебатов изменилась. Например, президентские дебаты (в этом году и на прошлых выборах) были больше про атаку оппонента, тогда как дебаты вице-президентов Вэнса и Уолза сосредоточились, наоборот, на обсуждении политических реформ.

Как Вэнс меняет отношение к Трампу (в лучшую сторону)

Трамп — богатый, белый, возрастной (78 лет) бизнесмен. Его ведущий архетип — «Посейдон» — олицетворяет силу и амбициозность. Антиобраз в данном случае — авторитарность и высокое самомнение.

Дональд Трамп / REUTERS/Brian Snyder

У Трампа есть и периферийные архетипы — «Шут» и «Бунтарь/Борец». «Шут» — с чувством юмора, спонтанный. Антиобраз здесь — ненадежный, импульсивный. «Бунтарь/Борец» смелый, революционный, бросает вызов политическому истеблишменту США. Здесь его антиобразом будет «балабол» — он сеет хаос.

Вице-президент Трампа — Джей Ди Вэнс — удачный выбор для компенсации всех этих антиобразов. Во-первых, он молодой, 40 лет. Во-вторых, его ведущие архетипы — «Славный малый» и «Герой».

Джей Ди Вэнс и Дональд Трамп / REUTERS/Tom Brenner

«Славный малый» — из народа, «такой, как мы». Вэнс — выходец из очень бедной семьи маленького городка Миддлтаун на Среднем Западе. То есть, в отличие от Трампа — настоящий рабочий класс. И зовут его Джеймс Дэвид, но он Джей Ди — снова близкий к народу, простой. В этом плане Вэнс похож на Байдена, который не Джозеф, а просто Джо.

«Герой» — вырос в неблагополучном районе, родители страдали от алкоголизма, а он закончил вуз Лиги Плюща и стал успешным адвокатом. Он также примерный семьянин и ветеран морской пехоты.

Джей Ди Вэнс / REUTERS/Mike Segar

Вэнс неплохо компенсирует антиобраз Трампа, особенно среди рабочего класса — бедных белых американцев Среднего Запада и Юга США. Также Вэнс транслирует более «правые» взгляды, чем Трамп, что хорошо «заходит» в этом регионе. 

Более того, после вице-президентских дебатов, 2 октября, рейтинги Вэнса заметно поднялись: сразу после дебатов 51% отдали голоса за Вэнса и 49% — за его оппонента Уолза.

Роковая ошибка демократов

С Камалой Харрис немного сложнее, так как у нее нет сформированного позиционирования — времени было мало. Сейчас демократы хотят создать ей типичное для женщины-политика позиционирование: «Борец», «Мудрец» и «Мать/Опекун/Заботливый». Но безуспешно: смена кандидата почти в последний момент потребовала начать избирательную кампанию с нуля. 

Более того, на посту вице-президента при Байдене Камалы Харрис не было толком слышно. Поскольку вице-президент в США — номинальная должность, Камала в течение всего президентства Байдена казалась «безликой», без каких-либо реальных успехов. Хотя на самом деле достижений у нее хватает. 

Камала Харрис и Тим Уолз / REUTERS/Kevin Lamarque

В итоге демократы оставили Харрис в тени на четыре года, а теперь пытаются наспех сформировать образ «Борца» — ведь она была окружным прокурором в Сан-Франциско, затем генпрокурором Калифорнии. Еще одна важная характеристика Харрис, подкрепляющая этот архетип — она первый темнокожий политик и первый политик азиатского происхождения на посту вице-президента США. И, конечно, ее участие в борьбе за репродуктивные права женщин — кейс Roe v. Wade.

Камала Харрис / REUTERS/Leah Millis

Однако образ «Борца» не сформирован до конца, и ведущим остается архетип «Геры» — жены Зевса, настоящего правителя. Гера рассматривается как партнер, соратник, напарник, но не лидер. 

Также Харрис пытаются сформировать образ «Славного малого» — народная, простая, ориентирована на молодежь. Но образ «Геры» перебивает этот архетип, а за «Славного малого» со стороны демократов отвечает Тим Уолз. 

Тим Уолз / REUTERS/Kevin Mohatt

Как Уолз спасает ситуацию 

Во-первых, Тим Уолз белый, не слишком возрастной мужчина — 60 лет. Родился в Миннесоте, где основное население — белые, консервативные американцы, тогда как Харрис — из прогрессивной Калифорнии, ямайско-индийского происхождения. Здесь мы видим довольно успешную попытку расширения электората. 

Второй архетип Уолза — «Опекун/Заботливый», ведь он — учитель и тренер футбольной команды. Его даже называют «тренер Уолз» («coach Walz»)— это аллюзия на Теда Лассо из одноименного сериала, который сейчас очень популярен в Америке.

Выпускники школы в Миннесоте, где преподавал Уолз, смотрят трансляцию его дебатов с Вэнсом / REUTERS/Erica Dischino

Наконец, архетип «Герой» — Уолз прослужил 24 года в Сухопутных войсках Нацгвардии США. Хотя первые два архетипа затмевают «Героя», но также хорошо ложатся на «политику радости» — главный вектор демократов в избирательной кампании Харрис.

Когда вице-президенты были выбраны удачно — примеры из истории

Таких примеров в истории США очень много. Например, Камала Харрис как кандидат в вице-президенты укрепила позицию Байдена. Первый темнокожий политик и первый политик азиатского происхождения на этом посту — расширение электората среди ключевой демографии: женщин, национальных меньшинств, а также молодежи — ввиду прогрессивных либеральных взглядов.

Камала Харрис и Джо Байден / REUTERS/Elizabeth Frantz

Джо Байден как вице-президент при Бараке Обаме — тоже удачный пример. Обама был молодым сенатором с небольшим опытом работы в Вашингтоне. А Байден — сенатор с большим стажем и знаниями во внешней политике. Опыт Байдена сбалансировал неопытность Обамы в международных вопросах.

Дик Чейни, будучи министром обороны и политиком с внушительным опытом, укрепил кандидатуру Джорджа Буша-младшего, особенно в вопросах внешней политики. И, в отличие от многих, даже на посту вице-президента Чейни принимал активное участие в государственных делах.

Мемориальная доска Джорджа Буша-младшего и Дика Чейни / REUTERS/Megan Varner

Вице-президент Эл Гор укрепил кандидатуру Билла Клинтона среди молодежи — прогрессивной и либеральной. Тогда как сам Клинтон работал больше на центристов и «неопределившихся» избирателей.

Джордж Буш-старший, будучи умеренных взглядов, также сбалансировал кандидатуру ультраправого Рональда Рейгана. Более того, как бывший посол США в ООН и экс-директор ЦРУ, Буш укрепил позицию Рейгана в вопросах внешней политики.

Линдон Джонсон, сенатор из Техаса, укрепил кандидатуру Джона Кеннеди — молодого и неопытного, когда Джонсон уже был большим политиком с впечатляющим опытом. Также Джонсон принес Кеннеди голоса из южных штатов, что для демократов всегда сложно.

Джей Ди Вэнс и Тим Уолз на дебатах / REUTERS/Mike Segar

В целом, роль кандидата в вице-президенты США с одной стороны кажется незначительной, но если присмотреться поближе — этот кандидат имеет большое значение в предвыборной и избирательной гонке. И сейчас, за несколько недель до выборов, есть смысл более внимательно следить не только за Харрис и Трампом, но также за Вэнсом и Уолзом.

Ранее «Курсив» рассказывал, чем еще примечательны кандидаты в вице-президенты США. Так, Джей Ди Вэнс по неизвестным причинам обнаружил себя в санкционных списках России, хотя именно он когда-то говорил, что ему «нет дела до Украины», и неустанно продолжает выступать против финансирования ВСУ. Тем временем Тим Уолз смог расположить к себе (а значит, и к Камале Харрис) как провинциальных жителей Среднего Запада, откуда он родом, так и прогрессивное население продемократических Калифорнии, Нью-Йорка и Невады.

Американские выборы продут 5 ноября. «Курсив» писал о том, как прошли долгожданные дебаты между Трампом и Харрис, и не менее интересные — между Вэнсом и Уолзом.