Lifestyle

Памятник, который мы потеряем. Что происходит с особняком Габдулвалиева после пожара и чем он ценен для истории Алматы

Фото: Kursiv LifeStyle

В конце прошлой недели в Алматы произошел пожар в памятнике истории и культуры — особняке начала XX века, известного как «дом купца Габдулвалиева». Это одна из немногих сохранившихся построек Верненского периода (1854-1921 годы) в городе. Kursiv LifeStyle рассказывает историю знаменитого особняка и пытается выяснить его дальнейшую судьбу.

Казанский купец Исхак Габдулвалиев начал свою торговую деятельность в Верном в конце XIX века. Один из крупных его проектов — одноименный торговый дом в центре города, ныне расположенный на пересечении улиц Жибек Жолы-Уалиханова. По одной версии архитектором здания был Павел Гурдэ, а по другой — Андрей Зенков. Сегодня, как и раньше, это известный магазин тканей «Кызыл-Тан», входящий в перечень памятников истории и культуры республиканского значения.

В 1909 году уже влиятельная в городе купеческая семья Габдулвалиевых построила в центре Верного, недалеко от главной торговой улицы, двухэтажный жилой дом (по некоторым источникам второй этаж был достроен уже с приходом большевиков). Спроектировал его русский архитектор Андрей Зенков в стиле «модерн».

Фото: vernoye-almaty.kz

Отметим, что сам Исхак не дожил до глобальных потрясений XX века — Первой Мировой войны и красной революции. Его четверо сыновей разъехались по миру, но большая часть из них обосновалась в других странах Центральной Азии.

После прихода советской власти особняк Габдулвалиевых национализировали. В 1918 году в здании работал Совет депутатов, а в 1928 году дом перестроили под Народный комиссариат финансов. После там располагалась обувная фабрика и другие производственные компании.

В 1986 году здание объявлено памятником истории и культурного наследия местного значения. В конце XX века оно было приватизировано. Последние годы его владельцем является ТОО «Emi Engineering». С 2015 года в особняке расположился бар Chechil pub, концепция которого, с первого взгляда, не вписывается в стены памятника истории.

Пожар, уничтоживший небольшую часть особняка Габдулвалиевых, но нанесший ему внушительный урон, произошел в ночь с 18 на 19 октября этого года. В тушении участвовали 60 пожарных. Им удалось потушить огонь через два часа.

Фото: Kursiv LifeStyle

Корреспондент Kursiv LifeStyle посетил место происшествия спустя несколько дней. Обвалившиеся части исторического здания все еще лежат на пешеходном тротуаре. Территория вокруг строения оцеплена. Нет никаких признаков начавшихся работ по восстановлению дома. Даже стены, которые не горели — разрушены — видимо кто то выдирал с корнем кондиционеры.

На заднем дворе особняка дежурит охранник. Он с грустью в глазах рассказывает историю здания, однако на вопросы о реконструкции отвечал менее охотно.

«Должны начать реконструкцию. Я не знаю когда именно, это вам нужно у акимата спрашивать», — сказал охранник и закрыл дверь.

Фото: Kursiv LifeStyle

Без внятного ответа оставили вопросы и в городском акимате. Рабочие телефоны управления культуры не отвечали. В пресс-службе посоветовали обращаться к владельцам здания. Видимо сотрудники активно готовятся к празднованию Дня Республики, куда уж там до какого-то памятника истории и культуры.

Фото: Kursiv LifeStyle

Кроме того, отказались комментировать ситуацию и в ТОО «Emi Engineering», которому принадлежит особняк. Его учредителем числится Ахметова Амина Бауыржановна, которая сначала опровергла свою причастность к компании, а позже подтвердила в разговоре с корреспондентом Kursiv LifeStye. Интересно, что о реконструкции здания она ничего не знает.

Будущее исторического здания Габдулвалиевых так и остается неизвестным. Сейчас в городе дожди, а позже придет и зима. Редакция Kursiv LifeStyle будет следить за развитием событий. Надеемся, что в итоге вместо подлинного памятника архитектуры мы не увидим очередной «новодел» или бизнес центр. Пока же складывается полное ощущение, что до исторического наследия города ответственным лицам нет никакого дела. Зато часто звучат победные реляции о повышении туристического потенциала города, только что будут смотреть туристы в будущем — риторический вопрос.