Не только Трамп и Харрис. Кто еще претендует на пост президента США
Уже 5 ноября американцы проголосуют за нового президента США. На них баллотируются пять кандидатов: экс-президент и миллиардер Дональд Трамп, первая темнокожая женщина вице-президент Камала Харрис, профессор университетов Лиги плюща Корнел Уэст, молодой борец за легализацию марихуаны Чейз Оливер и женщина, которую арестовали на пропалестинском митинге Джилл Стайн. Из гонки также недавно вышел племянник Кеннеди, который еще и самый известный «антиваксер» Америки.
О том, как смотрят эти кандидаты на войну в Украине и Газе, миграцию и права меньшинств, а также о том, зачем кандидаты не от основных партий участвуют в гонке без особых шансов на победу, рассказывает «Курсив».
Кто еще баллотируется на выборы этого года
Помимо Демократической и Республиканской партии в США есть и другие. О кандидатах от основных партий — Трампа от республиканцев и Харрис от демократов — «Курсив» уже писал здесь. Но помимо них, на сегодняшний день в предвыборной гонке участвуют еще три кандидата.
Корнел Уэст — независимый кандидат. Уэсту 71 год, он работал профессором в Union Theological Seminary, Йельском университете, Принстоне и Гарварде.
В качестве своего электората прогрессивный Уэст выбрал демократов, выступающих против поддержки Израиля. На этом основана большая часть его предвыборной кампании: в случае своей победы Уэст обещал оказывать давление на Израиль, чтобы тот согласился на полное прекращение огня в секторе Газа и ушел с палестинской территории. Он также хочет остановить всю помощь США Украине и будет добиваться упразднения НАТО. Еще Уэст взял обязательство выплатить репарации всем темнокожим жителям США, что с позиции политтехнологий можно считать удачной попыткой расширить электорат.
Джилл Стайн — кандидат от Партии зеленых. Интересно, что Стайн была менеджером кампании Корнела Уэста во время его недолгой попытки баллотироваться от зеленых. Но вскоре после того, как он стал беспартийным, Стайн предложила выдвинуть кандидатом в президенты саму себя.
Ее кампания, как и Уэста, базировалась на борьбе с политикой Байдена по отношению к конфликту в Газе. Она пообещала прекратить поддержку как Израиля, так и Украины. В апреле полиция Сент-Луиса даже арестовала Стайн на акции протеста в Университете Вашингтона, где студенты и жители призывали Израиль прекратить военные действия на Ближнем Востоке.
Стайн уже баллотировалась в президенты от зеленых в 2012 и 2016 годах. До начала политической карьеры Стайн работала врачом и была активисткой по защите окружающей среды. В кампании, конечно, она затронула вопрос экологии и предложила новую климатическую политику, ставшую альтернативой «Новому зеленому курсу» прогрессивных демократов. Ее суть в том, чтобы достичь нулевых выбросов углерода в еще более короткие сроки.
Помимо этого, Стайн обещает аннулировать все медицинские долги и выступает за гарантированное бесплатное образование.
Чейз Оливер — самый молодой кандидат, ему 39 лет. Избирается от Либертарианской партии, выступающей за свободный рынок и минимальное вмешательство государства в жизнь граждан.
Оливер известен достаточно либеральным отношением к миграции: он призвал упростить путь к гражданству для иммигрантов и расширить рабочие визы. Он также пообещал вывести США из всех иностранных конфликтов и сократить финансирование Украины и Израиля. Оливер выступает за декриминализацию употребления марихуаны по всей стране и помилование наркопреступников, чьи преступления не связаны с насилием.
До начала своей политической карьеры Чейз Оливер работал в ресторанной индустрии, а затем в морской торговле. Он был политическим активистом, выступал против войны в Ираке.
В какой-то момент партия пыталась заблокировать его кандидатуру в пользу претендентов с ультраправыми позициями по вопросам иммиграции и ЛГБТК-сообщества. Однако в 2023 году партия все же номинировала Оливера. Он посетил все 50 штатов и раскритиковал Трампа и еще одного кандидата, Роберта Ф. Кеннеди-младшего.
Роберт Кеннеди-младший хотел баллотироваться в президенты, но летом снялся с гонки в пользу Трампа.
Будучи племянником американского президента и демократа Джона Кеннеди, занимавшего этот пост с 1961 по 1963 годы, он изначально хотел баллотироваться от демократической партии и противостоять тогда еще Байдену в гонке 2024 года, но потом решил стать независимым кандидатом. Несмотря на приверженность Демократической партии в начале, позже Кеннеди-младший поддержал кандидатуру республиканца Трампа с противоположными демократам позициями. А во время своей кампании Кеннеди-младший стремился апеллировать к избирателям, недовольным как Демократической, так и Республиканской партиями.
Кеннеди-младший известен своей «антиваксерской» позицией: так, во время пандемии COVID-19 он распространял ложную информации о коронавирусе, вакцинах и мерах здравоохранения. Он также был председателем Children’s Health Defense, которая известна в США пропагандой риторики против вакцинации.
Пока Кеннеди-мл. еще участвовал в гонке за кресло президента, он пообещал избирателям прекратить поддерживать Украину и провести переговоры о прекращении там войны. Он поклялся положить конец «эпидемии хронических заболеваний». Кеннеди также заявлял, что в случае победы введет пятилетний запрет на лоббирование интересов бывших чиновников, а в первый день на посту подпишет указ о том, что «любой государственный чиновник, который лжет», лишится должности.
Зачем они идут на выборы, если никогда не побеждают
Мэр города Кейси в Южной Каролине Элиз Партин, с которой говорил «Курсив», рассказала, что кандидаты в президенты от «неосновных» партий, или беспартийные, не просто так остаются в тени.
Дело в том, что в США еще с 1940-х годов сложилась двухпартийная система президентского правления.
«В нашей стране другим партиям не уделяется много внимания, потому что у нас действительно двухпартийная система, и благодаря ей мы многого добились. Так, в 1940-х годах мы создали целую систему межгосударственных автомагистралей (дорог, соединяющих штаты между собой) — инициатива партийной линии. Сейчас кажется, что в Америке, наоброт, возникла гиперпартийность, и что люди более поляризованы, но на самом деле мы знаем, что большинство из них все еще находятся посередине — между демократами и республиканцами», — объяснила мэр.
Журналист-расследователь Вячеслав Абрамов, проводивший семинар о выборах в США, рассказал, что кандидаты от других партий, либо непартийные, не побеждают на президентских выборах еще и из-за низкого финансирования. Но у них есть еще одна причина участвовать в гонке «не ради победы».
«Баллотироваться на пост президента США и поучаствовать в гонке — это возможность поднять свой социальный капитал и личный бренд. Это хороший шаг вперед по карьерной лестнице политика», — объяснил Абрамов.
Элиз Партин, которая никогда не баллотировалась на пост мэра от партии, рассказала, что ключевая разница между президентскими выборами и выборами более мелкого масштаба (мэра города или области) в том, что во втором случае партия не играет большой роли, а победа кандидата зависит от его личных характеристик.
«Мне нравится, что моя позиция сама по себе беспартийная, потому что нет «партийного» способа заделать выбоину на дороге или решить другие бытовые, но важные вопросы горожан. При партийности на их решения уходит больше совместного мыслительного процесса. Партии, как правило, занимают позицию о том, как нам следует тратить деньги или что-то делать сообща — и это то, чем занят в том числе президент. Но у мэра другие проблемы и обязанности. Я была мэром при нескольких разных президентах — и на мой стиль правления их смена никогда не влияла», — заключила Партин.